| 01.05.2011 06:51

Альтернативные варианты

Альтернативы - есть!

Чем плох выбранный на сегодня вариант прокладки трассы Москва-Петербург

 Независимой экологической экспертизой этот вариант признан худшим из всех рассмотренных

Во-первых, он неизбежно  приводит к уничтожению экосистемы Химкинского лесопарка – не только в результате вырубки, но и фрагментации единого массива на множество несвязанных частей. Никакие «компенсационные посадки» не смогут восполнить потерю леса, экосистема которого складывалась столетиями, тем более, что свободных земель для них нет.  Кроме того, планы захвата лесных земель под застройку инфраструктурными объектами рядом с трассой уже начинают претворяться в жизнь – несмотря на все заявления высокопоставленных чиновников, что ничего подобного не произойдет.


Во-вторых, 10-полосное платное скоростное шоссе – негодный способ решения транспортной проблемы на участке, где превалирует локальный трафик (более 2/3 транспортного потока, по официальным данным).  Попытка «загнать» водителей, едущих между Москвой и Химками, Куркино, Шереметьевым, Сходней, Зеленоградом на проложенное по лесам  платное шоссе – неизбежно приведет к транспортному коллапсу на подъездных путях к нему. А поскольку продолжение шоссе в Москве не планируется строить одновременно с участком от МКАД до Солнечногорска – пробки на новом шоссе и МКАД в районе Бусиновской развязки неизбежны.


В-третьих, само решение по вводу в Москву транзитной магистрали (являющейся частью Панъевропейского транспортного коридора в направлении  от Финляндии в сторону Нижнего Новгорода)  - является ошибочным. Транзитные магистрали должны обходить крупные города, связываясь с ними лишь подъездными дорогами, оптимизированными под пропуск местного трафика. Смешение в одном проекте разных целей (транзитное транспортное сообщение и обслуживание локального трафика) не позволяет достичь ни одной из них.  

Существуют ли альтернативные варианты прокладки трассы  Москва-Петербург в Химкинском районе


Независимой экспертной группой под руководством д.ю.н., академика РЭА, заслуженного эколога России Т.В. Злотниковой, было выявлено в общей сложности 10 альтернативных вариантов строительства дороги. Их еще больше, если рассматривать альтернативные решения транспортной проблемы. Среди них:
 
 - официально рассмотренные варианты №1, 2,
- оптимизированные версии варианта 2: 2а, 2b, позволяющие минимизировать ущерб природе и частной собственности
- группа вариантов, предусматривающих строительство автомагистрали  вдоль полотна Октябрьской железной дороги (4а и 4 b)
- расширение существующего Ленинградского шоссе в Химках (5a и 5b)
- строительство трассы параллельно существующему Ленинградскому шоссе, с использованием полосы отчуждения линии электропередачи (5d, 5e)
- расширение Лихачевского шоссе с организацией выхода в сторону аэропорта Шереметьево (6)
- оптимизация Новокуркинского шоссе и улицы Свободы для пропуска дополнительного трафика.
- использование общественного транспорта, в частности- продолжение Замоскворецкой и Таганско-Краснопресненской линий за пределы МКАД.

Alternatives.jpg
 

Все ли альтернативные варианты были рассмотрены правительственной комиссией, решившей вернуться к первоначальному варианту трассы?

Найденные независимой экспертизой альтернативные варианты вовсе не были приняты во внимание. Решение о продолжении строительства по первоначальному варианту было принято за закрытыми дверями, в нарушение распоряжения  президента о проведении открытого общественного и экспертного обсуждения. Сторонники проекта даже не стали дожидаться окончания работы независимой экспертной группы, чтобы принять свое «окончательное решение». Судя по всему, "правительственной комиссией" сравнивались лишь варианты  2 и 3, причем еще до заседания комиссии в прессе появились сообщения, что выбор будет сделан в пользу варианта 3. По словам президента Медведева: «..Выбор, к сожалению, был не между лучшим вариантом и худшим, а между весьма посредственным и очень плохим…»

Какой вариант строительства дороги в Химках является наилучшим

Решать транспортную проблему строительством одной дороги (пусть и очень большой) – неправильно. Нужно разделять задачи пропуска локального трафика и обслуживания транзитных транспортных потоков, а также обеспечивать приоритетное развитие экологически чистого современного электротранспорта.


Для пропуска локального трафика – в первую очередь, нужна оптимизация дорожной сети в целом, плюс приоритетное развитие общественного транспорта.


- продолжение Замоскворецкой  и Таганско-Краснопресненской линий метро за МКАД
- расширение существующего Ленинградского шоссе в Химках и далее, так чтобы пропускная способность нового шоссе в области сравнялась с пропускной способностью «Большой Ленинградки» в Москве.
-  модернизация транспортного коридора через улицу Свободы и Новокуркинское шоссе, организация бессветофорного движения
- расширение Лихачевского шоссе с организацией дополнительного выхода на МКАД (возможно -  со строительством в перспективе нового моста через канал, с выходом в к аэропорту Шереметьево)

 

Строительство новой дороги на этом участке имеет смысл лишь после выполнения этих первоочередных мероприятий.

Оптимальный вариант строительства новой дороги для пропуска локального трафика на химкинском участке – в полосе отчуждения ЛЭП (варианты 5c, 5d). Провода ЛЭП заменяются на заглубленные кабели, например, с изоляцией из сшитого полиэтилена. Такой подход планируется широко использовать при прокладке новых автодорог в Москве :


"Современные технологии это позволят, - подчеркнул Министр энергетики Сергей Шматко. - Благодаря этому удастся освободить от наземных ЛЭП до 500 гектаров земли, которая пойдет под дорожное строительство".

"Это позволит быстро прокладывать новые автодороги, - добавил Мэр Москвы Сергей Собянин. - В зоне прохождения ЛЭП нет домов, частных строений, поэтому не потребуется много усилий, времени и денег на согласование спорных вопросов с частниками и застройщиками. Коридоры, где сейчас пролегают ЛЭП, составляют более 300 километров, а их ширина - от 50 до 100 метров. Это практически идеальная площадка для прокладки дорог и коммуникаций"

Press_tur_3_01_11_LEP.jpg 

На фото: трасса ЛЭП вдоль Ленинградского шоссе в Химках

Можно ли организовать  пропуск транзитного трафика в обход Москвы?

Что касается строительства нового шоссе для пропуска транзитного трафика, то альтернативный вариант существует и здесь. Он заключается в кардинальной реконструкции шоссе Р90 с дальнейшим строительством дороги в обход Москвы (с выходом на Ново-Рижское шоссе),  как это предлагают активисты Клинской и Солнечногорской инициативных групп.

5787_m.jpg 

Так как трасса Р90 проходит в значительной степени по безлесным участкам периферийных районов области, можно избежать массовой вырубки лесов Ближнего Подмосковья, и, следовательно, сохранить зеленый пояс города Москвы. Эта дорога не затрагивает санитарные зоны Иваньковского водохранилища и бассейна реки Клязьма, Канала имени Москвы, питающих Москву питьевой водой. Реконструкция до категории 1А трассы Р90 уменьшит стоимость и сроки строительства по сравнению с затратами на строительство новой автодороги. Так как шоссе Р90 обходит стороной Иваньковское водохранилище, отпадает необходимость строительства дорогостоящего многокилометрового перехода через этот водный объект. Также не потребуется строить дорогостоящий мостовой переход через канал им. Москвы. Трасса М9 «Балтия» на участке от Волоколамска до Москвы имеет потенциал по пропускной способности автотранспорта и, при необходимости, может быть расширена и реконструирована в существующем коридоре. В будущем дорога Р90 может быть продолжена далее на юг, в обход Москвы, с тем чтобы создать современный транспортный путь, соединяющий северную и южную европейские части страны. 

 

Почему вариант прокладки трассы до сих пор не был пересмотрен

Никаких объективных оснований настаивать на прокладке трассы через Химкинский лес - нет. Поэтому есть все основания подозревать за этим проектом, как выразился Медведев, «коммерческие интересы отдельных людей». Тем более – что за концессионером по проекту компанией ООО «СЗКК» стоят целые цепочки оффшоров, истинные владельцы которых надежно скрыты от общественности законодательством Британских Виргинских островов. Кроме того, пострадают интересы земельных спекулянтов, заранее скупивших земли вдоль будущей трассы - и аффилированных с ними коррумпированных чиновников.