Новости Важное Поддержите нас Контакты Реклама на сайте

| 21.11.2011 22:56

Отчет Института лесоведения не свидетельствует о допустимости прокладки автомагистрали через Химкинский лес

   

Недавно в ряде СМИ появились сообщения о том, что якобы по данным Российской академии наук "строительство автотрассы незначительно повредит Химкинскому лесу", сообщает Лесной форум Гринпис России. В сообщениях даются ссылки на заключение, подготовленное Институтом лесоведения РАН. На самом деле, отчет Института лесоведения не имеет практически никакого отношения к вопросу о влиянии строящейся трассы на природную ценность Химкинского леса - отчет касается лишь крошечного кусочка дубравы площадью 31 гектар, что составляет чуть более двух процентов от общей площади Химкинского леса. Но даже не учитывая природной ценности Химкинского леса в целом (а она несравнимо выше ценности отдельно взятого фрагмента, исследованного специалистами Института лесоведения), ученые пришли к выводу, что дубрава заслуживает охранного статуса в качестве памятника природы - именно этой фразой заканчивается опубликованный институтом отчет.

По большому счету, в отчете нет принципиально новой информации, как-либо влияющей на оценку природной ценности Химкинского леса и о влиянии строящейся дороги на экосистему леса в целом, комментирует Лесной форум Гринпис России. Исследованный фрагмент леса рассматривается в отрыве от его окружения, его граница искусственно проведена по границе участка с наибольшей долей дуба в составе древостоя, что совершенно нелогично с точки зрения оценки всего лесного массива. Исследованный фрагмент дубравы является одним из наиболее важных в составе Химкинского леса, но он ни в коем случае не является для леса репрезентативным, он вряд ли может сохранить в полной мере свою устойчивость в резко меняющемся окружении, и уж тем более этим фрагментом ценность леса отнюдь не исчерпывается.

По всей видимости, специалистам Института лесоведения РАН было сделано "предложение, от которого невозможно отказаться" (не стоит забывать, что РАН - это государственная и потому в нынешних условиях практически подневольная структура), они были вынуждены взяться за обследование данного фрагмента Химкинского леса и не позволять себе особых вольностей в оценках происходящего, считает Лесной форум Гринпис России. Если бы обследованный ими участок представлял собой отдельный фрагмент леса, со всех сторон окруженный полями или застройкой - то из их отчета действительно можно было бы сделать вывод о принципиальной допустимости прокладки автомагистрали по выбранному маршруту. Но в реальности обследовался лишь фрагмент, составляющий примерно одну пятидесятую часть всего лесного массива, поэтому результаты данного обследования не говорят по большому счету ни о чем. В отчете Института лесоведения РАН нет ни одной фразы, свидетельствующей о том, что строительство автотрассы незначительно повредит Химкинскому лесу.

А самое главное - строительство автомагистрали через Химкинский лесопарк по-прежнему остается незаконным, поскольку действующее российское законодательство в принципе не допускает возможности вывода земель под такое строительство из защитных лесов при наличии иных вариантов (а иные варианты строительства трассы, в том числе более короткие и дешевые, есть). В нынешних условиях суд в России не может признать незаконным строительство чего бы то ни было, если за этим строительством стоят первые лица государства - но такая ситуация не может продолжаться бесконечно, и не факт, что она будет продолжаться долго. Рано или поздно незаконность строительства платной скоростной автомагистрали через Химкинский лес неизбежно будет признана.

Отдельно стоит отметить содержащуюся в отчете информацию о предполагаемом влиянии автотрассы на родник Св. Георгия - знаменитый химкинский источник, который местные жители очень высоко ценят и водой из которого активно пользуются. По данным отчета Института лесоведения РАН, естественная защищенность грунтовых вод на этом участке Химкинского леса минимальна. Загрязняющие вещества, поступающие на поверхность земли вследствие строительства или эксплуатации дороги, здесь могут достигнуть грунтовых вод за короткий срок: "по предварительным расчетам, несорбирующиеся загрязняющие вещества могут попасть в грунтовые воды за 40-80 суток". Фактически из отчета следует, что при строительстве автомагистрали родник как источник чистой и безопасной для здоровья воды будет утрачен.

Источник