| 13.11.2013 14:17

Еще раз о химкинском МУП "Чистый город"

 
На фоне незнания законов и своих прав, низкой активности собственников жилых помещений многоквартирных домов, без выбора и согласования на общем собрании собственников способа управления МКД и тарифов на услуги, органы местного самоуправления г.о. Химки, владельцы УК и МУП «Чистый город» творят что хотят, лишь бы прибрать побольше деньжат себе в карман.
 
 
Невзирая на низкое качество предоставляемых управляющей компанией услуг и необоснованное повышение тарифов, население  г.о. Химки платит свои последние копейки за сверхвысокие тарифы ЖКХ.
 

Постараемся разобраться в поставленном выше вопросе с точки зрения правовых норм.

Во-первых, постановление администрации г.о. Химки № 688 от 25.04.2012 изздано незаконно. В этом постановлении администрация, превышая свои полномочия, наделяет коммерческую организацию, назвав ее МУПом, незаконными полномочиями по начислению и сбору квартплаты с населения в нарушение федеральных законов*.

Постановление администрации г. о. Химки № 552 от 26.06.2013 «Об установлении размера платы за жилое помещение и применении цен (тарифов) на товары и услуги организаций коммунального комплекса городского округа Химки Московской области для населения в 2013 году» в п. 4.7 дает «МУП «Чистый город» (Протасова Г.С.) производить расчет размера платы за коммунальные услуги и формировать платежные документы в соответствии с действующим законодательством». Это тоже незаконно*!

*На основании п. 16 ст. 12 Жилищного кодекса РФ «установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы относится к полномочиям органов Государственной власти РФ». Органы местного самоуправления не вправе принимать решения по указанным вопросам (ФЗ РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

Во-вторых, исходя из императивных норм ЖК РФ плата за коммунальные услуги в зависимости от реализуемого в многоквартирном доме способа управления должна вноситься только:
 
 
1) управляющей организации (ч. 4, 6.1. и 7 ст. 155);  
2) товариществу собственников жилья, жилищному или иному специализированному потребительскому кооперативу (ч. 5 и 6 ст. 155); 
3) ресурсоснабжающим организациям, предоставляющим коммунальные услуги, в отношении которых в установленном порядке принято решение о переходе на прямые платежи (ч. 6.3 и 7.1 ст. 155).
 
 
Устанавливаемая ч. 15 ст. 155 ЖК возможность внесение платы посредством платежных агентов за жилое помещение и коммунальные услуги нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений детализирована нормами двух федеральных законов:     

1) при участии платежных агентов – Федерального закона от 3.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами»;     

2) при участии банковских платежных агентов - Федерального закона от 27.06. 2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе».
 
Платежный агент - это юридическое лицо, за исключением кредитной организации, оператор по приему платежей физических лиц при помощи кассовых аппаратов. Платежный агент не осуществляет расчеты в безналичном  порядке (ФЗ от 03.06.2009 № 103-ФЗ).  

Императивные нормы Жилищного кодекса РФ не должны никем нарушаться. Это следует из ст. 8 ЖК РФ, согласно которой «к жилищным отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных настоящим Кодексом». Без учета норм Жилищного кодекса иное законодательство применяться не может.

МУП «Чистый город» не предоставляет жилищно-коммунальные услуги, не является управляющей организацией и платежным агентом, а значит, не имеет права заниматься начислением и сбором платы за жилищно-коммунальные услуги с населения, тем более на свой расчетный банковский счет.

Согласно ст. 155 ЖК РФ, Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 п. 38, постановлению правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 и письму Министерства регионального развития Российской Федерации председателю «Союза домовых комитетов города Казань» за исх. № 142995-АД\07 от 11.06.2008 г., «организации, специализирующиеся на предоставлении услуг по начислению платы за жилое помещение и коммунальные услуги (расчетно-кассовые центры и иные подобные специализированные организации), не имеют права зачислять плату за жилое помещение и коммунальные услуги на свои банковские счета».
 
В третьих, МУП «Чистый город» производит сбор, обработку и распространение персональных данных (фамилия, имя, отчество, дата рождения, состав семьи, место жительство) граждан, не имея на то их согласия, чем существенно нарушаются права и законные интересы граждан в области персональных данных (ФЗ РФ  от 27.07.2006 № 152-ФЗ ).
 
Счета квитанции с персональными данными граждан МУП «Чистый город» в открытом виде доставляет при помощи разных курьеров к вашему дому. При этом в соответствии со ст. 7 Закона о персональных данных операторами и третьими лицами, получившими доступ к персональным данным, должна обеспечиваться их конфиденциальность. В силу п. 4, 10 ст. 3 Закона о персональных данных конфиденциальность персональных данных - обязательное для соблюдения оператором или иным получившим доступ к персональным данным лицом требование не допускать их распространения без согласия субъекта персональных данных. Распространение персональных данных – это действия, направленные на передачу персональных данных определенному кругу лиц (передача персональных данных) или ознакомление с ними неограниченного круга лиц, в том числе обнародование персональных данных в средствах массовой информации, размещение их в информационно-телекоммуникационных сетях или предоставление доступа к персональным данным каким-либо иным способом.
 
Согласно ст. 24 Конституции РФ и Федеральному закону от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», сбор, хранение, обработка, пользование и распространение информации о персональных данных без согласия субъекта персональных данных запрещены.
 
Деятельность МУП «Чистый город» в сфере ЖКХ нарушает нормы жилищного законодательства. Заключенный между МУП «Чистый город» и управляющей компанией договор является возмездным и предусматривает оплату услуг по совершению действий по начислению и учету денежных средств, уплачиваемых населением за жилищно-коммунальные услуги, по сбору платежей. Но в соответствии с п. 7 ст. 156, п. 7 ст. 155 ЖК РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется на общем собрании собственников помещений, и плату они вносят управляющей организации.
 
Таким образом, заключённые управляющей компанией и ресурсоснабжающими организациями с МУП «Чистый город»  договоры на совершение действий по начислению, учету и приему на расчетный счет МУП «Чистый город» денежных средств, уплачиваемых населением за жилищно-коммунальные услуги, являются неправомерными и нарушают жилищное законодательство.
 
В  отдельных регионах данные нарушения федерального законодательства уже стали предметом судебных разбирательств. В частности, решением Октябрьского районного суда г. Омска от 24.06.2008, которым рассмотрено гражданское дело по иску общественной организации, специализирующейся на защите прав потребителей, в интересах неопределенного круга лиц к двум управляющим компаниям и информационно-расчетному центру, была признана противоречащей действующему законодательству передача управляющей компанией функций по сбору платежей за жилищно-коммунальные услуги центру без решения общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах. Заключенные договоры предусматривали передачу центру персональных данных всех жителей в нарушение требований Закона о персональных данных, который запрещает распространение таких данных без согласия граждан.
 
Суд указал, что в соответствии с п. 1 ст. 7 Закона о персональных данных операторами и третьими лицами, получившими доступ к персональным данным, должна обеспечиваться их конфиденциальность. В судебном заседании было установлено, что с момента заключения договоров информационный центр осуществлял ведение лицевых счетов, поквартирных карточек учета и карточек регистрации и выдачу их гражданам на основании персональных данных граждан, переданных управляющими компаниями, что противоречит требованиям закона. Суд сделал вывод, что заключение управляющими организациями с информационно-расчетным центром договоров на совершение действий по начислению и учету денежных средств, уплачиваемых населением за жилищно-коммунальные услуги, является неправомерным.
 
Поэтому суд признал противоправными действия управляющих организаций и информационно-расчетного центра в части передачи функций по начислению и учету денежных средств, уплачиваемых населением за жилищно-коммунальные услуги, передаче и обработке персональных данных без согласия граждан.
 
Последствия данного судебного процесса в Омске таковы:
 
- управляющие организации и информационно-расчетный центр пришли к соглашению о расторжении договора на совершение действий по начислению и учету денежных средств, уплачиваемых населением за жилищно-коммунальные  услуги;
 
- советом директоров информационно-расчетного центра было принято решение о вынесении на собрание акционеров общества вопроса о ликвидации компании, в дальнейшем собрание акционеров поддержало решение о ликвидации.
Тематика: 
Места: