Новости Важное Поддержите нас Контакты Реклама на сайте

| 12.05.2015 21:43

Михаил Матвеев: Зеленый город

Многие современные города постепенно превращаются в этаких асфальто-бетонных монстров, враждебных окружающей среде и собственным жителям. Многих из нас приучили верить, что отчуждение городской среды от человека и природы - неизбежная плата за прогресс. Но недавно выяснилось, что такие тенденции градостроения способны привести человечество к глобальной катастрофе в ближайшей исторической перспективе. Поэтому - будущее за "зелеными" городами, не оставляющими разрушительного следа в окружающей среде. Насколько быстро это будущее наступит - зависит в первую очередь от самих горожан.

Как кризис градостроения становится кризисом цивилизации


Кажется, сочетание слов «зеленый город» встречается тем чаще, чем меньше оно применимо к окружающей нас действительности. Интуитивно у меня, да и, наверное, у многих оно связывается со светлыми воспоминаниями детства: немного запущенными огромными парками, заросшими уютными дворами с непременными голубятнями, свободными дорогами и тротуарами, по которым можно было гонять на велосипедах с друзьями. С сиренью, яблонями и вишнями, цветущими весной прямо под окнами домов.

Москва, Отрадный проезд - фото pastvu.com

Большинство этих уютных и зеленых мест осталось в прошлом, сменившись многоэтажками, автомагистралями и торговыми центрами. «Зеленый город» вытесняется в подсознание, становится полумифической обетованной землей. Мы тщетно пытаемся обрести ее – доверчиво позволяя обмануть себя красивыми названиями новых жилых комплексов (непременно добавляется - «в экологически чистом районе») и рекламными проспектами с щедро отрисованными в фотошопе деревьями.

Для большинства людей город – путь к самореализации, возможность делать необходимые покупки, получать качественные образование, медицинскую помощь и услуги ЖКХ. Именно город стал символом прогресса человечества в последние столетия. Увы, если мы оценим большинство современных городов с точки зрения здоровой окружающей среды, то картина будет совсем другая. Город оказывается гигантским паразитом, потребляющим сырье и продукты, чистые воздух и воду и взамен «вознаграждающим» Землю горами мусора, реками канализации и выбросами миллионов автомобилей, тепловых и электрических станций, заводов.

О выбросах стоит сказать особо. По данным ООН, 75% парниковых газов, вызывающих изменение климата, обязаны своим происхождением именно городам - хотя сегодня в городах живет только 54% населения Земли. Ожидается, что к 2050 году в городах будет жить около 66% населения, и если выбросы парниковых газов пропорционально возрастут - худшие кошмары климатологов станут явью. Эксперты единодушны: если человечеству не удастся остановить изменение климата, то нас ждет экологическая катастрофа невиданных масштабов. 

Получается, что исход глобального экологического кризиса напрямую зависит от того, что будет с нашими городами. То, что сейчас принято называть “урбанистикой”, оказалось очень серьезной вещью, от которой зависит будущее всей цивилизации.

Города становятся не только причиной, но и главной жертвой разрушения окружающей среды. Вот, например, как рисует будущее Москвы председатель Экспертного совета Московского городского общества защиты природы, ответственный редактор «Красной книги» Москвы, кандидат биологических найк Борис Самойлов:

«Подмосковье застраивается, леса вырубаются, Москва расширилась в два с половиной раза, да еще и в юго-западном направлении, откуда роза ветров идет. Это, конечно, крайне отрицательно скажется на микроклимате, и самое главное – на компонентах, которые формируют нам систему жизнеобеспечения. Самое ужасное, что и в Подмосковье начинается распад лесов. Сейчас идет поражение короедом-типографом целых массивов, это связано с жаркой, засушливой погодой, которая делает деревья более уязвимыми…

Если этот процесс будет продолжаться такими же темпами, через 15 лет начнутся экологические катаклизмы, связанные с перепадами климата, то есть Москва будет похожа на огромную сковородку. Растительность понижает температуру, а вот асфальт, стены зданий – все это накаляется, срабатывает эффект русской печки, возникает даже суховей, потому что площадь застройки измеряется теперь тысячами квадратных километров... Мы сами загоняем себя в безвыходную ситуацию, при которой не только деревья, но и люди, которые на порядок выносливее любых деревьев, жить просто не смогут».

Москва 2010. Смог. - фото dw.de

Такое, к сожалению, происходит не только в Москве – многие города Китая, Индии и даже Европы сталкиваются с подобными проблемами. Похоже, наша подсознательная тоска по «зеленому городу» - не что иное, как инстинкт самосохранения, кричащий нам: «Что-то пошло не так!» Чистый воздух и вода, сравнительно комфортная температура, свободное передвижение, которые раньше воспринимались как нечто само собой разумеющееся, становятся непозволительной роскошью для многих горожан.

Попытки сделать город снова удобным для жизни привычными методами приводят к обратному эффекту. Расширяя дороги, чтобы избавиться от пробок, мы лишаемся последних деревьев, которые давали тишину и прохладу домам вокруг, а пробки возникают снова. Чтобы вернуть прохладу – ставим мощные кондиционеры, требующие все больше энергии, производство которой выбрасывает новые тонны парниковых газов и прочей гадости в атмосферу.

А выход из ситуации есть: сделать город по-настоящему зеленым. И речь не идет о возврате к прошлому - как это часто бывает, развитие идет “по спирали”, когда лучшее из прошлого повторяется на качественно новом уровне.

Зеленый город как шанс на выход из кризиса

Оказывается, понятие «зеленый» по отношению к городу имеет вполне четкий смысл. Зеленый город – такой, который не оставляет грязного следа в окружающей среде. Получающий энергию от солнца, ветра и прочих возобновляемых источников вместо сжигания ископаемого топлива. Максимально использующий естественные обогрев, охлаждение и вентиляцию - вместо сверхмощных кондиционеров. Без чадящих в бесконечных пробках потоков машин. Отправляющий весь мусор в переработку, а не заваливающий им окрестные поля и леса. А сами поля вокруг города и даже в нем самом используются для выращивания свежих продуктов и отдыха горожан, а не в качестве очередных стройплощадок.

Для многих это звучит "утопично". Но фантастика быстро становится явью. Мюнхен с населением больше миллиона планирует полностью перейти на возобновляемую энергию для нужд городского хозяйства и электроснабжения всего лишь за 10 лет, к 2025 году. Но он не будет первым - это уже сделал 40-тысячный Берлингтон в США. Есть даже целая страна, у которой это получилось: Коста-Рика уже 75 дней как не использует ископаемое топливо для производства электроэнергии!

Проблема мусора тоже успешно решается, было бы желание. Например, в Швеции, где в переработку идет 99% собранного мусора. Вот здесь можно прочитать замечательный репортаж Олега Козырева о том, что делают с мусором в голландских городах.

Сложнее всего, пожалуй, с транспортом. Иногда власти идут на беспрецедентные меры, чтобы уменьшить количество автомобилей, заполонивших улицы. Когда Париж обнаружил, что начинает оспаривать пальму первенства по загрязнению воздуха у китайских и индийских мегаполисов, там ввели драконовские ограничения на использование автомобилей, поставив целью сократить автомобильный трафик в два раза. Зато общественный транспорт был сделан полностью бесплатным!

Но главное - транспортные проблемы в городе решаются в первую очередь не транспортом, а грамотной градостроительной политикой. Современный зеленый город спроектирован так, чтобы избавить большинство жителей от долгих рутинных поездок. Здесь нет отрезанных от всего мира спальных районов, из которых нужно добираться по пробкам до работы, поликлиники или магазина: большинство того, что нужно людям в повседневной жизни, расположено в шаговой доступности от дома. Здесь не нужно ехать десятки километров, чтобы отдохнуть на природе, потому что до нее можно дойти пешком, доехать на велосипеде или на лыжах.

Ну и о продуктах, лекарственных травах, цветах и прочем - все это можно выращивать рядом с городом или даже в нем, снижая потребности в транспорте и создавая дружественную для людей среду. Хороший пример - знаменитый Аптекарский огород в Москве, ставший одной из городских достопримечательностей.

Интересно, что "научное" и "интуитивное" представления о зеленом городе во многом совпадают: необходимость естественного охлаждения и поглощения осадков и вредных веществ за счет деревьев, использование естественного освещения в домах, рабочие места, магазины, школы, леса и парки шаговой доступности неизбежно делают город комфортным для жизни. 

"Муравейники" в десятки этажей, прижавшиеся друг к другу посреди моря асфальта, не могут быть зелеными, чтобы ни писали девелоперы в своих проспектах. Жизнь в таком "человейнике" приводит к нервным стрессам и проблемам со здоровьем. Например, многомиллионный мегаполис Москва занимает первое место в России по онкозаболеваниям, невзирая на высокие доходы москвичей по сравнению с другими россиянами.

Кто же сделает наши города зелеными?

От степени озеленения города, от чистоты воздуха и воды зависит здоровье граждан. Возможность сделать города зелеными становится вопросом выживания всего человечества. Но кто будет инициатором перемен?

Многочисленные примеры показывают, что власть и бизнес вряд ли станут ведущими в этом процессе, пока не сформирована воля и готовность горожан сделать свой город по-настоящему здоровым и пригодным для жизни. И движущей силой здесь становится не только инстинкт самосохранения, но и любовь к тому месту, где живешь, чувство сопричастности к судьбе малой родины. Если мы посмотрим на города, сделавшие уверенные шаги в "зеленое будущее", то очень часто увидим сплоченные сообщества жителей, для которых зеленый город - желанный образ конечного результата и руководство к действиям.

Так произошло, например, во Фрайбурге, признанном одним из лидеров "зеленого градостроения" в Германии. Исторически сформировавшееся на базе академической среды местное сообщество получило боевое крещение в 1970-х, в ходе протестов против планов построить рядом атомную электростанцию. Ответом жителей на планы атомщиков стали не только протесты (успешные, кстати) – но и настоящая "зеленая революция" городского масштаба. Вот, например, впечатления очевидца от построенного во Фрайбурге городского жилища будущего.

Фрайбург - зеленый город 21 века. Фото пользователя naturalflow, flickr.com

"На улице 6 градусов Цельсия, земля припорошена выпавшим снегом… Но в квартире Майнхарда Хансена продолжается непрерывное лето, солнце попадает внутрь через высокие, выходящие на юг окна, а термометр на стене показывает 24 градуса. Рядом с ним, в небольшом стеклянном окошке, видны слова - ‘Heizung 0’ ("обогрев - 0", переводит Майнхард). "На самом деле мы не включали отопление неделями". Радиатор на стене есть, но он абсолютно холодный. Прекрасно защищенная слоем пены и теплоизоляции толщиной до 30 см квартира имеет тройные стекла и надежно защищена от внешних воздействий. Свежий воздух забирается на уровне потолка и проходит через тоннели в стенах рядом с воздухом, выбрасываемым наружу. "Тепло от выходящего теплого воздуха передается свежему воздуху, который затем попадает в квартиру", - говорит Майнхард, главный архитектор Фрайбурга и мировая знаменитость в области зеленого строительства".

Горожане смогли ответить планам атомщиков делами, показав не только опасность, но и ненужность строительства АЭС.

Интересно, что в России требования сохранить или сделать города зелеными тоже характерны для мест с устоявшимися и сравнительно “продвинутыми” местными сообществами – взять, например, Химки и Жуковский, Новосибирский Академгородок… Вот только сил пока не хватает на свой Фрайбург: строительный бизнес в связке с коррумпированными чиновниками часто оказывается сильнее. Но именно поэтому так важны позитивные, объединяющие жителей примеры – от простого субботника во дворе до успешного движения в защиту от антиэкологической высотной застройки под Москвой, или объединения жителей против уничтожения уникальных водно-болотных угодий под Казанью. Какими бы малыми и разрозненными не казались наши движения – именно от их активности зависит то, каким окажется будущее нашей страны и всего человечества. Да и будет ли оно вообще.

Михаил Матвеев, "Экооборона", 350.org