Новости Важное Поддержите нас Контакты Реклама на сайте

| 31.03.2016 12:07

Никому не нужная "химкинская трасса": МНЕНИЯ

Ирина Фуфаева, журналист-эколог из Нижнего Новгорода, выслушала мнения нескольких экспертов и общественных деятелей по поводу трассы М11 через Химкинский лес (уничтожившей не только сотни гектаров леса под Москвой, но и нормальную жизнь всех Левобережных Химок). И вот что получилось:

Журналист и исследователь Иван Засурский, член Совета по правам человека при президенте РФ, на недавнем специальном заседании СПЧ:

"Дорога в Химках интересна тем, что мы знаем о давлении, убийствах, пытках журналистов в ходе ее строительства. О том, что она в итоге никому не нужна и не используется. На основе ее можно считать доказанным тезис, что дорожные проекты - далеко не всегда благо".

Александр Федоров, председатель Ассоциации журналистов-экологов, говоря о том, что благодаря духовному единству зеленому сообществу страны все еще удается сопротивляться и даже иногда побеждать сторонников коррупционных инфраструктурных проектов и что именно в этом истинная сила российского экодвижения, напомнил о "героическом сопротивлении вырубке Химкинского леса, приведшей к убийству и ранению пяти активистов и журналистов, в результате чего президент был вынужден публично признать, что:

а) строительство трассы приносит экологический ущерб;

б) строительство экономически неэффективно;

в) оно и логически неэффективно, поскольку не решает никаких транспортных проблем. Однако в связи уже подписанными перед буржуями (фирма "Винси", Франция - вот он где, оказывается, Госдеп!!!) обязательствами, строительство было продолжено. Можно погуглить фото трассы сегодня - пустая и никому не нужная. Зато важный инфраструктурный проект на несколько сот миллиардов рублей успешно реализован, а деньги поделены и лежат, где следует".

Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела "Гринпис России", кандидат биологических наук, отвечая на вопрос о последствиях прокладывания дорог через охраняемые природные территории без учета природоохранных приоритетов, приводит опять-таки этот пример:

"Хороший пример того, что бывает, когда дорожники игнорируют вопросы влияния дороги на лес, - химкинская трасса. Химкинский лес рассечен этой трассой, но еще более тяжелые последствия для природы можно увидеть дальше - в Солнечногорском районе. Причем еще до постройки трассы было ясно, что они будут. Рассекли лесные массивы, образовались новые стены леса и новый мощный фактор влияния на них. Это совпало с аномальной жарой. В итоге мы получили гигантскую волну короеда и распада лесов вокруг этой трассы практически на всем ее протяжении. Сейчас здесь многие тысячи гектаров погибшего или сильно поврежденного леса на всем протяжении химкинской трассы. Кто ездит по этой трассе - а мы специально ездили проверять, смотреть масштабы ущерба, ходили вокруг, по ее окрестностям - видит, что масштабы повреждения лесов катастрофические.

Лес вдоль трассы М11, Солнечногорский район

Фрагментация губит лесной массив, и фрагментацию Химкинского леса уже ничем не компенсировать, он уже утерян для жителей московской агломерации. В любом случае рассечение Химкинского леса трассой будет влиять на него многие десятилетия, лес будет постепенно деградировать, и это не заменить никакими компенсационными посадками. Которых, собственно, и не было, поскольку в качестве компенсации выделялись деньги, а не сажался новый лес.

То же самое, видимо, будет с ЦКАДом, особенно в северных районах области, в Солнечногорском районе. Основной вред нанесет северо-восточная часть ЦКАД, где она проходит по крупным лесным массивам. Скорее всего, получим достаточно мощную волну усыхания лесов".

Тамара Злотникова, доктор юридических наук, профессор Московского университета геодезии и картографии, председатель президиума Национальной экологической аудиторской палаты, на спецзаседании СПЧ:

"Я имела честь возглавлять независимую экологическую экспертизу проекта строительства скоростной автомобильной дороги Москва – Санкт-Петербург на участке 15–58 км в 2011 году. Сегодня, спустя 4 года, мы имеем эту трассу, по которой никто не ездит и ездить не будет. При этом она нанесла колоссальный ущерб, и не только экологический. Химкинская трасса нанесла колоссальный ущерб власти, которая думает первым делом о градостроительных интересах, а не о благоприятной окружающей среде.

Произошла "градостроительная" деэкологизация нашего законодательства. В нашем основном законе, Конституции РФ, много говорится об экологической безопасности, экологических правах, но вы там ни разу не найдете слова "градостроительство", потому что это лишь приложение, чтобы обеспечить основные конституционные права граждан - на жизнь, здоровье, благоприятную окружающую среду и другие социальные права. А на поверку в российском законодательстве получилось ровно наоборот. Во главе пирамиды встал Градостроительный Кодекс.

И делается все, чтобы затруднить гражданам борьбу с нарушением их экологических прав различными градостроительными проектами. Например, дискриминационная норма Гражданского процессуального кодекса РФ (ГПК) позволяет оспаривать в течение только трех месяцев правовые акты, которые касаются экологических прав. На деле нарушение своих экологических прав граждане, как правило, обнаруживают по истечении трех месяцев, когда обжалование уже невозможно. Судьи очень плохо восстанавливают пропущенный срок, говорят - а вы изучайте сайты. То есть гражданам, чтобы всего лишь защитить свои экологические права, нужно каждый день шнырять по всем сайтам всех госорганов и смотреть: что там еще чиновник придумал против меня, чтобы мне не успеть пойти обжаловать это в трехмесячный срок? Это облегчает работу аппарата управления чиновничеству, но очень ограничивает права граждан на оспаривание тех или иных неправомерных решений, которые принимаются почти ежедневно.

Поэтому прогноз неблагоприятен: протесты будут нарастать. Когда принимаются дискриминирующие права людей решения по земельному, лесному, градостроительному законодательству, ущерб наносится не только гражданам, их здоровью, экологическому благополучию, но граждане и теряют веру во власть. Власть умудряется толпами загонять людей в ряды системной и несистемной оппозиции. Как это было в тех же Химках, где совершенно аполитичная мама двух детей пошла защищать свой Химкинский лес. А вскоре получила 26% на выборах мэра Химок. Пополнила ряды оппозиции. Потом эмигрировала. А сколько жителей в Химках остались разочарованными, недовольными тем, как власть обошлась с их лесом?

Чтобы это не повторялось вновь и вновь, надо думать об изменении в ГПК нормы о трехмесячном обжаловании, должен быть убран приоритет градостроительных интересов над экологическими правами, нужно поменять п. 3 ст. 4 Градостроительного кодекса: как должно быть в цивилизованном государстве, градостроительные отношения должны подчиняться экологическим правам и приоритету охраны природы, лесов и вод. Градостроительство – прилагательное, а существительное - экологические права граждан".