Новости Важное Поддержите нас Контакты Реклама на сайте

| 23.12.2014 20:55

Активисты Химсовета разработали поправки к законопроекту о благоустройстве в Московской области

В Мособлдуме на рассмотрении находится проект закона "О благоустройстве Московской области". Активисты Химсовета провели анализ законопроекта и представили заключение на заседании комиссий по экологии и по ЖКХ, прошедшем 22 декабря.


Составленное активистами заключение о необходимых поправках передано в НП "ЖКХ контроль" Светлане Разворотневой, члену Общественной палаты РФ, председателю комиссии по ЖКХ и местному самоуправлению. Далее юристы "ЖКХ контроль" составят единый текст из материалов, полученных из разных муниципалитетов, и выйдут с вопросом о внесении поправок собственно в законопроект.

Химсовет отслеживает этот вопрос.

Ниже приводим текст, выработанный активистами Химсовета.

----

Экспертное заключение Комиссии по экологии Общественной палаты г.о. Химки

На проект закона «О благоустройстве в Московской области»

19 декабря 2014 г. на основании поручения председателя комиссии Алексеевой Я. А.

эксперты Общественной палаты г.о. Химки - Дмитриев А.В., Стеценко А.В.,

Руководствуясь Федеральным законом «Об основах общественного контроля», положением об общественной палате г.о. Химки, положением об общественных экспертах, составили настоящее экспертное заключение на проект закона Московской области «О благоустройстве Московской области» (далее – Законопроект).

Предметом экспертизы является соответствие Законопроекта действующему федеральному законодательству об охране окружающей среды, действующим федеральным правилам создания, содержания, охраны зеленых насаждений и природных территорий, методическим рекомендациям специалистов, имеющемуся практическому опыту и общественным запросам.

Целью общественной экспертизы является анализ предлагаемых к утверждению норм, выявление возможных скрытых недостатков с общеправовой и практической точки зрения, соотнесение предлагаемого комплекса норм с интересами общества и государства.

Проведя общественную экспертизу, экспертная группа приходит к следующим выводам:

1. В тексте Законопроекта  не отражено то, что помимо искусственно создаваемых участков травянистого покрова (газон, цветник) существуют естественные, причем последние по понятным причинам преобладают. Естественные участки травянистой растительности существенно разнятся по видовому составу массивов разнотравья, от луговой растительности до тенелюбивых лесных или влаголюбивых болотистых групп растений. Разнотравье, что подтверждается исследованиями специалистов, обладает значительными преимуществами перед искусственным газоном: адаптировано к почве и условиям произрастания, неприхотливо, не требует никакого особого ухода, а также обладает большей в сравнении с искусственным газоном и цветниками природной ценностью и средоподдерживающими свойствами. Обычно практикуемый в городах региона режим ухода (стрижка, прополка и т. п.) предусмотрен для искусственных газонов, обусловлен трудностями адаптации вновь создаваемого травяного покрова и для естественного разнотравья не только бесполезен и избыточен, но и крайне нежелателен, поскольку в отличие от газонов искусственного происхождения разнотравье изначально является элементом городской экосистемы, естественной среды, имеет хорошую способность к самовосстановлению и содержит необходимые сообщества живых организмов. Неоправданное воздействие нарушает это равновесие и провоцирует ослабление и заболевания деревьев, кустарников, обеднение почвы, распространение вредителей, преждевременную гибель травяного покрова, ухудшение качества воздуха вследствие запыления и неспособности ослабленного травяного покрова в достаточной мере поглощать вредные вещества.

Таким образом, в Законопроекте необходимо предусмотреть правовой режим для участков естественного разнотравья и создать максимум условий для его сохранения.

Руководствуясь опытом нормотворческой деятельности г. Москвы и принимая во внимание ч. 2 ст. 61 ФЗ-7 «Об охране окружающей среды», Комиссия дает рекомендации:

Статью 4 Законопроекта в части определения «газон» изложить в следующей редакции:

«газон – элемент благоустройства, представляющий собой естественный (природный) или искусственно созданный согласно установленным правилам участок поверхности, в том числе с травяным покрытием и возможным размещением зелёных насаждений и парковых сооружений».

Статью 51 Законопроекта изложить в следующей редакции:

«1. Юридические лица (индивидуальные предприниматели) и физические лица обязаны обеспечивать содержание зеленых насаждений, расположенных на земельных участках, находящихся в их собственности, владении или пользовании и прилегающей территории, а также проводить инвентаризацию и паспортизацию согласно утвержденным методикам, осуществлять контроль за состоянием соответствующих зеленых насаждений, обеспечивать их удовлетворительное состояние и развитие, своевременно производить лечение болезней и механических повреждений согласно установленным правилам.

2. Партерные газоны стригут (скашивают) один раз в 10 дней при высоте травостоя 6-10 см. Высота оставляемого  травостоя - 3-5 см. Каждое последующее скашивание ведут в направлении, перпендикулярном направлению предыдущего скашивания. Обыкновенные газоны, в том числе на территории жилой застройки, скашивают при высоте травостоя 10-15 см. Высота оставляемого травостоя - 5-8 см. Луговые газоны в парках и лесопарках, созданные на базе естественной луговой растительности, оставляют в виде цветущего разнотравья, покос такого вида газона запрещен. Луговые высокотравные газоны, созданные на базе естественной травянистой растительности, следует выкашивать не чаще 1 раза в год и не более 30-50% их поверхности.

3. Погибшие и потерявшие декоративность цветы в цветниках и вазонах должны удаляться сразу с одновременной подсадкой новых растений либо иным декоративным оформлением. Подсев газонных трав производится по мере необходимости. Полив газонов, цветников производится в утреннее или вечернее время по мере необходимости. Механические повреждения деревьев и кустарников надлежит вылечивать не позднее чем в течение трех дней с момента обнаружения: срезы в обязательном порядке закрашиваются масляной краской или замазываются садовым варом. Лечение дупел производится согласно установленным правилам.

Обрезка ветвей деревьев и кустарника, за исключением аварийных ситуаций, в вегетационный период не допускается. Формовочная или омолаживающая обрезка деревьев или кустарника возможны только при наличии разрешения, выдаваемого в установленном порядке, с обоснованием необходимости обрезки».
 

2. В тексте Законопроекта содержится обязывание хозяйствующих субъектов производить сбор опавшей листвы. В сравнении с действующим Законом «Об обеспечении чистоты и порядка не территории Московской области» нормы не меняются, что нежелательно. Существующая практика повсеместного осеннего сбора опавшей листвы, адекватная только для искусственных газонов, нецелесообразна и приводит к неоправданным трудовым и финансовым затратам, причиняет вред окружающей среде, влечет преждевременное старение деревьев и кустарника, обеднение и чрезмерное промерзание почвы. Данная практика содержания зеленого фонда городов противоречит рекомендациям Госстроя РФ и многократно на протяжении многих лет осуждается специалистами и экспертами, вызывает многочисленные обоснованные протесты населения. В г. Москве такая практика сбора листвы признается административным правонарушением.

В связи с этим в Законопроекте необходимо изменить и уточнить нормы, касающиеся сбора опавшей листвы.

Руководствуясь положениями «Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации», опытом нормотворческой деятельности г. Москвы, Комиссия дает рекомендации:

Изложить пункт 5 статьи 64 Законопроекта в следующей редакции:

«В период листопада производится сгребание и вывоз опавших листьев с проезжей части дорог и участков дворовых территорий, имеющих искусственное покрытие.

На газонах лист необходимо сгребать на полосе шириной: вдоль городских магистралей и на внекатегорийных объектах - до 25 метров; вдоль улиц и проездов районного значения, вдоль шоссейных дорог на территории области, обслуживаемых городскими и окружными дорожными службами, - до 10 метров; вдоль дворовых проездов и проездов в парковых зонах - до 5 метров, а также на дворовых территориях с искусственным покрытием, в том числе детских и спортивных площадках. На газонах остальных территорий, в том числе лесопарков, парков, скверов, бульваров лист не убирается. Уборку листвы необходимо проводить веерными граблями, исключить использование острых грабель и метел на газонах с целью предотвращения повреждения напочвенного травяного покрова. На открытых пространствах, удаленных от жилой застройки, убирать опавшую листву с газонов рекомендуется с помощью пылесосов и воздуходувок. В местах сильного загрязнения воздуха выбросами автотранспорта и промышленности лист следует сгребать и вывозить на свалку.

Муниципальные образования вправе устанавливать дополнительные ограничения на сбор опавшей листвы. На земельных участках индивидуальной жилой застройки сбор опавшей листвы производится по усмотрению собственника земельного участка».

3. В тексте Законопроекта недостаточно полно раскрыты обязательства хозяйствующих субъектов, собственников и правообладателей земельных участков в части содержания элементов зеленого фонда и ухода за ними.

Как показывает практический опыт, это приводит к тому, что раздел 5 «Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации» (МДС 13-5.2000) не выполняется: деревья и кустарники, в частности в г.о. Химки, не инвентаризуются, их учета и регулярной оценки состояния не производится, надлежащего своевременного ухода на оказывается, своевременного лечения не производится, в связи с чем значительное число деревьев и кустарника оказывается в аварийном состоянии, становится причиной несчастных случаев и гибнет, хотя этого можно было бы избежать простым соблюдением действующих норм. Несмотря на это, опыт взаимодействия с государственными органами, непосредственно занятыми обеспечением соблюдения правил благоустройства Московской области, показывает, что принудительные меры к недобросовестным владельцам и собственникам не применяются ввиду отсутствия прямого указания в областном законодательстве.

Чтобы устранить эти недостатки, необходимо уточнить обязательства по уходу и содержанию зеленого фонда города (в том числе озелененных территорий и зеленых насаждений). Руководствуясь положениями «Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации», учитывая имеющийся практический опыт и принимая во внимание ч. 2 ст. 61 ФЗ-7 «Об охране окружающей среды»,

Комиссия дает рекомендации:

Дополнить часть 4 статьи 42 Законопроекта следующими пунктами:

«г) вести учет, инвентаризацию и паспортизацию зеленых насаждений согласно утвержденной методике.

д) не менее двух раз в год, в осенний и весенний период, а также в случае возникновения чрезвычайных ситуаций проводить осмотр озелененных территорий с целью оценки состояния растительности, почвы и определения мер по надлежащему уходу за ними.

е) своевременно и надлежащим образом производить лечение болезней, механических повреждений и заделку дупел».

Прочие рекомендации:

4. В целях оптимизации расходования бюджетных средств часть 10 статьи 37 Законопроекта изложить в следующей редакции:

«При озеленении парка жилого района предусматривается цветочное оформление с использованием многолетних видов растений, характерных для данной климатической зоны».

5. В части 4 статьи 37 фразу «некапитальные объекты торговли» заменить на «места для размещения некапитальных объектов торговли».

6. Ввиду явной опечатки (пропуск частицы «не») часть 6 статьи 40  изложить в следующей редакции:

«При посадке деревьев в зонах действия теплотрасс учитывается фактор прогревания почвы в обе стороны от оси теплотрассы на расстояние: до 2 м – интенсивное прогревание, 2-6 м – среднее прогревание, 6-10 м – слабое. У теплотрасс рекомендуется размещать: липу, клен, сирень, жимолость – не ближе 2 м; тополь, боярышник, кизильник, дерен, лиственницу, березу – не ближе 3-4 м».

7. Учитывая практическую целесообразность, опыт г. Москвы и указания Госстроя РФ, дополнить статью 42 настоящего законопроекта следующей частью:

«6. При производстве строительных и иных видов работ строительные и другие организации обязаны при мощении и асфальтировании городских проездов, площадей, дворов, тротуаров и т. п. оставлять вокруг дерева свободные пространства диаметром не менее 2 м с последующей установкой железобетонной решётки или другого покрытия, предотвращающего уплотнение почвы вокруг ствола».

8. Беря во внимание МДС 13-5.2000 «Правила создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации», изложить часть 2 статьи 44 в следующей редакции:

«На территории строительной площадки не допускается не предусмотренное проектной документацией уничтожение древесно-кустарниковой растительности и засыпка грунтом корневых шеек и стволов деревьев и кустарника. Деревья, находящиеся на территории строительства и не подлежащие вырубке, должны быть огорожены сплошными щитами высотой 2 м. Щиты располагать треугольником на расстоянии не менее 1,5 м от ствола дерева, а также устраивать деревянный настил вокруг ограждающего треугольника радиусом 0,5 м».

9. В целях логической увязки отдельных статей Законопроекта и учитывая опыт г. Москвы изложить статью 3 в следующей редакции:

«Объектами благоустройства являются:
территория Московской области с расположенными на ней элементами благоустройства в границах:
земельных участков, находящихся в частной собственности;
земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
земельных участков, находящихся в собственности Московской области;
земельных участков, находящихся в муниципальной собственности;
земельных участков и земель, государственная собственность на которые не разграничена.


2) внешние поверхности зданий, строений, сооружений (в том числе крыши, фасады, архитектурно-декоративные  детали (элементы) фасадов, входные  группы, цоколи, террасы);

3) объекты, не являющиеся объектами капитального строительства;

4) информационные конструкции;

5) объекты, являющиеся произведениями монументально-декоративного искусства;

6) сезонные (летние) кафе».

10. В целях соответствия текста отдельных статей Законопроекта определениям в статье 4 необходимо понятие «план благоустройства» заменить на «проект благоустройства», для чего изложить в приведенных ниже редакциях:

Статью 61:

«16. Работы по благоустройству и уборочные работы на территории Московской области осуществляются в соответствии с проектами благоустройства, разрабатываемыми и утверждаемыми органами местного самоуправления.

17. Обязательными документами в  сфере благоустройства являются:

а) проекты благоустройства составляются на 3-летний период и содержат:

перечень объектов благоустройства (элементов объектов благоустройства), подлежащих ремонту или облагораживанию;

адресный перечень объектов благоустройства (элементов объектов благоустройства), подлежащих ремонту или облагораживанию;

сроки, очередность проведения работ по ремонту или облагораживанию объектов благоустройства (элементов объектов благоустройства).

б) схемы уборки территорий с указанием:

адресного перечня, сроков, периодичности уборки территорий;

картографические и кадастровые данные территорий с указанием физических и юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), ответственных за уборку конкретных территорий (участков);

в) схемы санитарной очистки территорий, с указанием:

адресного перечня, сроков, периодичности санитарной очистки территорий;

картографические и кадастровые данные территорий, с указанием физических и юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), ответственных за санитарную очистку конкретных территорий (участков);

г) схемы сбора, накопления и вывоза мусора с указанием:

адресного перечня, сроков, периодичности вывоза мусора, норм накопления мусора по отношению к каждому участку сбора и накопления мусора;

перечня организаций, осуществляющих вывоз мусора с привязкой к каждому участку сбора и накопления мусора;

перечня организаций, осуществляющих хранение и утилизацию мусора, вывозимого с каждого участка;

картографические данные с указанием всех данных, указанных в настоящей статье.

18. Проекты благоустройства должны быть согласованы с собственниками (правообладателями) домовладений; организациями, осуществляющими функции управления многоквартирными жилыми домами; общественными объединениями граждан; общественными объединениями и иными общественными организациями, осуществляющими функции общественного контроля на территории муниципального образования».

Части 3 и 4 статьи 62:

«3. В течение месячника благоустройства органы местного самоуправления, в соответствии с утвержденными и согласованными проектами благоустройства, определяют перечень работ по благоустройству, необходимых к выполнению в текущем году и в срок до 10 мая каждого года осуществляют мероприятия, предусмотренные законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

4. С 10 мая каждого года органы местного самоуправления, подрядные организации, осуществляют выполнение конкретных работ по благоустройству территорий, в соответствии с проектами благоустройства и заключенными контрактами».

Подпункт «б)» статьи 71:

«контроль за выполнением органами местного самоуправления проектов благоустройства;»

Статью 73:

«Органы местного самоуправления при реализации полномочий в сфере благоустройства руководствуются положениями настоящего Закона и осуществляют следующие полномочия:

принимают муниципальные правовые акты с учетом требований настоящего Закона, законодательства Российской Федерации и правовых актов Московской области;

обеспечивают закрепление всей территории муниципального образования за ответственными лицами;

привлекают население к выполнению на добровольной основе социально значимых работ по благоустройству и озеленению территории муниципальных образований;

утверждают расходы местного бюджета на очередной финансовый год на благоустройство и озеленение;

определяют время и порядок проведения месячников по благоустройству и озеленению территории в рамках временного промежутка, установленного настоящим Законом;

разрабатывают правила и проекты благоустройства территорий муниципального образования;

осуществляют согласование проектов по благоустройству с объединениями граждан, общественными организациями и объединениями;

утверждают проекты по благоустройству и озеленению территорий;

реализуют проекты по благоустройству и озеленению территорий;

принимают решение о разработке муниципальных программ, их формировании, реализации и оценке эффективности по осуществлению благоустройства и озеленения территории;

организуют конкурсы по благоустройству и озеленению территории среди жителей по различным номинациям;

определяют специальные участки для вывоза уличного смета, остатков растительности, листвы и снега;

доводят нормы накопления отходов до юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) или физических лиц в целях заключения договоров на вывоз мусора, а также использование норм накопления отходов при разработке схем уборки, санитарной очистки территорий и схем сбора и вывоза мусора;

осуществляют организацию благоустройства и озеленения территории;

осуществляют разработку, утверждение и реализацию схем санитарной очистки территории;

принимают меры профилактического характера, направленные на сохранение объектов благоустройства;

применяют меры экономического стимулирования граждан и организаций за деятельность в сфере благоустройства;

организуют содержание, техническое обслуживание, текущий и капитальный ремонт, реконструкцию и строительство сетей уличного освещения;

определяют требования к организации освещения улиц и установке указателей с наименованиями улиц и номерами домов, в части не урегулированной настоящим Законом и иными правовыми актами Московской области;

разрабатывают Правила по регулированию численности безнадзорных животных;

организуют комплекс мероприятий по регулированию численности безнадзорных животных гуманными методами;

осуществляют устройство муниципальных площадок микрорайонного типа для выгула домашних животных;

привлекают собственников (правообладателей) домовладений, организации, осуществляющие функции управления многоквартирными жилыми домами, общественные объединения граждан, общественные объединения и иные общественные организации, осуществляющие функции общественного контроля на территории муниципального образования для приемки работ, выполненных при осуществлении мероприятий, закрепленных в проектах благоустройства муниципальных образований;

осуществляют иные полномочия, отнесенные законами Российской Федерации и законами Московской области к полномочиям органов местного самоуправления в сфере благоустройства и озеленения территории».