Новости Важное Поддержите нас Контакты Реклама на сайте

| 07.03.2012 09:14

Программные требования "Экообороны"

Программные требования Движения «Экооборона» по защите природного комплекса Московского региона. Поддержаны Советом Российского Социально-Экологического Союза 06.03.2012 г.

В последние годы наблюдается планомерная организационная и законодательная деятельность органов государственной власти по хозяйственному освоению лесопарковых зон защитных лесов Московской агломерации.

На основе такой деятельности ведется, в частности, варварское «благоустройство» и «озеленение» бывших московских лесопарков, на месте которых создаются озелененные территории с отдельно стоящими деревьями на устроенном по традиционной технологии газоне, как это видно на примере уничтоженного Бирюлевского лесопарка в Природно-историческом парке «Царицыно». Непрерывно воспроизводятся попытки застройки территорий особо охраняемых природных территорий под якобы рекреационные цели, которым отдается приоритет перед их средозащитными и природоохранными целями. Варварской стрижкой уничтожается травяной покров природных и озелененных территорий, а уборкой листового опада истощаются почвы.

Лесные территории повсеместно переводятся в земли поселений с целью застройки, а также переводятся в земли транспорта и иных категорий для якобы безальтернативных размещений государственных и муниципальных объектов. К ним, в частности, относятся реализуемые проекты платной скоростной автомобильной магистрали Москва – Санкт-Петербург, первый пилотный участок которой (15-58 км) рассекает вдоль Химкинский лесопарк, а также автомагистрали «Обход Одинцово», проложенной через Подушкинский лесопарк. На очереди – реализация проекта ЦКАД, требующего вырубки только под полосу отвода более 5000 га защитных лесов.

Анализ подобной дорожной деятельности показывает, что ее целью является не удовлетворение заявленных общественных потребностей (решения транспортной проблемы), а корыстное распоряжение бюджетными и земельными ресурсами лицами, оказавшимися у рычагов государственного управления. Принятие изменений в Лесной, Земельный кодексы и другие законы, осуществленное в марте 2009 г., открыло возможность произвольного перевода земель лесопарковых зон в земли иных категорий и создало тем самым предпосылки для полного уничтожения лесопарков.

Осуществленная представительной комиссией независимая экспертиза проекта строительства платной скоростной автодороги «Москва – Санкт-Петербург. 15-58 км», организованная экологической общественностью в порядке выполнения поручения президента Дмитрия Медведева в 2010 г., обосновала, что выбранный вариант трассы является незаконным, наихудшим по воздействию на окружающую среду и не решающим никаких транспортных проблем. Однако это не повлекло иной реакции властей, кроме дальнейших силовых средств воздействия на протестное движение.

Прорубленная через Химкинский лес автомагистраль прошла прямо по мезотрофному болоту, являющемуся запланированной ключевой природной территорией, и в настоящий момент угрожает целостности хорошо сохранившейся Химкинской дубравы – крупнейшей в Подмосковье после фактического уничтожения строительством «Обхода Одинцово» в 2011 г. Одинцовской дубравы.

Государственный аппарат, таким образом, демонстрирует нежелание исполнять Конституцию РФ и полностью игнорирует вывод постановления Конституционного Суда РФ от 9 января 1998 г. № 1-П о том, что «лесной фонд - ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения ею соответствующих международных обязательств), а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов - представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим».

Приходится констатировать, что в ситуации с природным комплексом Московского региона находят отражение следующие, более общие закономерности:

- усугубляющиеся годами экологические проблемы Московской агломерации являются следствием сложившейся в России ресурсной экономики и политического режима, основанного на узурпации государственным аппаратом права бесконтрольного распоряжения ресурсами;

- в сложившейся таким образом социально-политической системе любые цели общественного блага служат прикрытием для корыстных интересов чиновников, связанных с организацией как можно более масштабных финансовых потоков и тотальным введением в хозяйственный оборот «даровых» природных ресурсов, важнейшим из которых в Московской агломерации является земельный ресурс.

- в силу указанного системного порока власти не способны к реальному решению экологических проблем Московской агломерации, выдавая за попытки их решения проекты, наносящие все больший ущерб экологической и социальной безопасности региона, примером чего стал «знаковый» проект волюнтаристского расширения г. Москвы;

- неспособность нынешнего политического режима сломать воспроизводящий его механизм паразитирования на ресурсах обуславливает невозможность конструктивного диалога между экологической общественностью и властями.

Таким образом, повестка дня защиты природы Московского региона должна ставиться только в рамках общегражданской задачи коренного реформирования нынешнего режима. Понимая это, мы обозначаем набор программных экологических требований, задающих вектор этого реформирования.

Краткосрочными экологическими требованиями в приложении к Московскому региону должны стать:

- Полный запрет на стрижку газонов на территориях природного комплекса, озелененных внутриквартальных территориях, а также на уборку листового опада (за исключением придорожных полос транспортных магистралей).

- Прекращение реализации всех инвестиционных проектов, предусматривающих любое строительство и благоустройство на территориях городских лесов и лесопарковых зон, земельных участков иных категорий, входивших в состав таких земель до 2007 г.

- Прекращение строительства платной скоростной автодороги Москва – Санкт-Петербург и проектирования ЦКАД.

- Объявление моратория на сделки в отношении земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, а также земель, собственность на которые не разграничена, до их кадастрового учета с использованием экспертных рыночных оценок их стоимости;

- Принятие Федерального закона «О регулировании правового режима пригородных зон городов федерального значения Москва и Санкт-Петербург»;

В дальнейшем необходимо осуществить:

- Переход в кадастровом учете от оценок «кадастровой стоимости» земель к экспертным рыночным оценкам; осуществление полного кадастрового учета всех земель.

- Возвращение в Федеральный закон «Об экологической экспертизе» норм института государственной и общественной экологической экспертизы, действовавших до 2007 г., усиление данного института и приведение его в терминологическое соответствие с градостроительным законодательством.

- Внесение в Градостроительный, Лесной, Земельный кодексы, Федеральные законы «Об охране окружающей среды», «О переводе земель», «Об особо охраняемых природных территориях» норм, предусматривающие обязательность учета мнения граждан и их объединений по вопросам, затрагивающим соблюдения законности, экологических прав и экологически значимых интересов граждан.

- Подготовку и принятие нового Лесного, Земельного и Водного кодексов, закона об особо охраняемых природных территориях, предусматривающих лесную охрану, защиту лесопарковых и зеленых зон, городских лесов, защитных лесов, примыкающих к населенным пунктам, особо охраняемых природных территорий, включая запрет на изменение их границ, запрет на приватизацию лесных участков, общественных водоемов и их береговых полос; принятие законов, усиливающих ответственность за самовольное занятие лесных участков, береговых полос, за незаконные препятствия в доступе к общественным земельным и водным ресурсам;

- Реформу налогового законодательства, предусматривающая смещение центра налогового бремени в направлении платы за использование земельных, водных ресурсов и недр с учетом их экологической ценности;

- Восстановление государственного органа по охране окружающей среды («Госкомитета по охране природы»), разрабатывающего государственные программы экологизации экономики (в частности, программу перехода к раздельному сбору мусора и максимизации его переработки, а также программу сокращения выбросов в атмосферу с целью противодействия глобальному потеплению и ухудшению качества воздуха) и координирующего их реализацию, наделенного правом законодательной инициативы, с контрольными и надзорными функциями, с функцией мониторинга состояния окружающей среды, ведения реестров наилучших и недопустимых технологий, функцией своевременного оповещения населения о состоянии окружающей среды и возможных экологических угрозах, а также обязанностью обеспечения гражданам и их организациям беспрепятственного доступа к официальной экологической информации. 

Комментарии

10.05.2013 - 15:36 | Владислав

Пожалуйста помогите. Вырубка леса еще не начата, но разговоров очень много. Якобы есть уже утвержденный план. Проект ЦКАД. г.Икша, Дмитровское направление. Именно в нашем районе, южнее, проходит дорога на Санкт-Питербург.
Перечислю факты нарушений, не согласований:
1. Проходила линия фронта, в лесу есть заросшие воронки. Про разминирование ничего не знаю. 2. Близ г.Икша имеется ракетный городок, секретный. 3. Очень много глубоких оврагов, строительство просто нецелесообразно, не говоря о наличии редких растений у родников внизу. 4. Высоковольтная линия электропередач в лесу, что ставит под вопрос безопасность проекта. В городе много сторонников отстоять свою частную собственность и целостность лесного массива, имеющего и немалую культурную ценность. Представители дачных сообществ конечно же знают про химкинский лес. Верю что вместе мы остановим беспредел местных властей. Большое начинается с малого. Спасибо Вам за нашу общую работу!