Новости Важное Поддержите нас Контакты Реклама на сайте

| 22.05.2016 18:07

О том, как в Солнечногорском районе распродавали радиоактивную территорию

Посреди Поваровки (микрорайон пос. Поварово Солнечногорского района) существует аномалия – территория с неблагополучным радиационным фоном, выявленная в 1990 году во время аэрофотосъемки. Причиной ее признан многолетний сброс воды из местной котельной, которая берет воду из радиоактивного источника. Аномалия официально признана и занесена на все экологические карты Подмосковья. В 2003-2005 годах была проведена ее первичная дезактивация. На части территории ("высохший верхний пруд") зараженная почва была частично вывезена и захоронена, на другой части – просто засыпана сверху слоем грунта толщиной 50-80 см.

Однако заражение осталось. Это признается абсолютно во всех официальных ответах, подтверждается всеми мониторингами и всеми результатами обследования территории. Сколько ни писали окрестные жители во все возможные инстанции - ни один чиновник ни в одном письме не посмел сказать, что заражения нет, что здесь можно жить. Опасность официально признают абсолютно все.

Письмо из подмосковного Роспотребнадзора, к примеру:

 

 

Однако это не помешало прямо на территории аномалии, включая эпицентр и выявленные очаги заражения (по разным сведениям - от 2 до 4), зарегистрировать и передать людям в собственность или аренду участки для индивидуального строительства и постоянного проживания. Запланирована целая улица Ольховая (назвали бы уж Чернобыльская!). Среди владельцев есть молодые и многодетные семьи. О намерении заселить радиоактивную землю стало известно в 2011 году. 

 

 

Обустройство многодетной семьи на зараженном участке. К счастью, сейчас удалось добиться того, что они съехали

Поваровцы сразу стали писать во все госорганы, какие только могли придумать. Единственное, чего удалось добиться примерно через два года, – владельцам зараженных и близлежащих участков было разослано письмо с предложением "ограничить хозяйственную деятельность" на них.

Ответ главы Поварово Андрея Тихомирова на жалобы жителей:

 

 

И все. Откуда обычному человеку, неспециалисту, знать, что можно на радиоактивном участке, а что нет? Но даже если рассуждать на житейском уровне - очевидно, что нельзя: копать ямы (в том числе и под фундамент), нельзя сажать деревья, выращивать овощи, копать колодцы (а водопровода рядом нет) и т. д. И зачем нужен такой участок стоимостью несколько миллионов рублей?

 

В 2014 году главный санитарный врач Клинского и Солнечногорского районов издал предписание по аномалии в адрес главы Солнечногорского района Александра Якунина.

 

 

 

 

Но до сих пор никаких ограждений и обозначений границ зараженной территории и опасных участков нет и в помине. Правда, отремонтирована труба, по которой вытекает вода из котельной, в самой котельной (как сообщают в ответах) установлены фильтры. Но вот и санитарный врач, и многие другие пишут о необходимости периодических обследований аномалии, постоянного мониторинга. А если хозяева установят забор и никого  не пустят? Или будут в отъезде? О каком мониторинге можно говорить при частной собственности на зараженную территорию?

Кроме того, границы участков спланированы так, что место, где раньше был проезд, перегорожено забором. Возможность проезда, подъезда к участкам, подвоза стройматериалов и мебели осталась только
по территории аномалии. В 2013-2014 годах на участках периодически работал трактор, выравнивая почву.

 

 

 

Трактор работает на территории Поваровской радиационной аномалии, весна 2014 года

Так стоит ли удивляться, что Российский геологический центр при очередном обследовании выявил увеличение площади заражения? Оно и дальше будет "расползаться", это очевидно. 

Ситуация несколько изменилась после двух депутатских запросов от Максима Шингаркина, зампредседателя Комитета по природопользованию и экологии Госдумы. Кажется, хозяйке участка, расположенного на эпицентре, с ее многочисленными внуками все-таки выделили другое место. Слава Богу, признаны нарушения закона при предоставлении участков в собственность.

 

 

 

Что будет с землей дальше – непонятно. В 2015 году в газете "Вести Поварово" мелькнула заметка, согласно которой на дезактивацию аномалии выделено 500 000 рублей. То есть надо будет извлечь зараженную почву, вывезти ее, надежно захоронить, привезти чистую, засыпать, разровнять и утрамбовать. Оплатить работу специалистов, организующих дезактивацию, плюс экскаватора, трактора, самосвалов. И на все это – полмиллиона? Не получится ли так, что землю расковыряют, потом объявят чистой, а проблему – решенной? А с мониторингом, как уже писалось выше, будут большие проблемы. Не надо забывать, что в 2003-2005 годах первая дезактивация уже проводилась, после чего заражение сохранилось во всей полноте, хотя и на глубине 40 см. 

Есть еще одна сторона проблемы. Аномалия представляет из себя часть территории, где за столетия сложилась полноценная, устоявшаяся экосистема со своей флорой и фауной. Говоря проще, здесь рос небольшой
по площади, но настоящий подмосковный лес со столетними елями и соснами, папоротником, мхом, дятлами, белками и ястребами. До МКАД – 30 км. Как можно застраивать лес в ближнем Подмосковье?

 

 

 

Захват леса в Поваровке, в районе радиационной аномалии


Правда, в последние годы он очень пострадал от жука-типографа, но тем более - засохший лес надо восстанавливать, а не застраивать. Окрестные жители готовы сделать это сами, не обращаясь к государству. Но беда в том, что по принятым недавно законам лесные участки, не относящиеся к Лесному фонду, а находящиеся на территории населенных пунктов, ничем не защищены и местная администрация может полностью ими распоряжаться. Правда, существует пункт 24 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Рослесхоза от 12 декабря 2011 года № 516: "К городским лесам относятся леса, расположенные на землях
населенных пунктов"
. Согласно статье 105 Лесного кодекса РФ, "изменение границ лесопарковых зон, зеленых зон и городских лесов, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается", и, кроме того, в городских лесах запрещается размещение объектов капитального строительства и некоторые иные виды деятельности. Но реально применить эти законы очень трудно, кусков леса среди поселков осталось еще очень много, а застроить их – большой соблазн. Чем дышать будем, москвичи?

 


Жители Поваровки считают, что зараженную территорию надо оставить в покое, обозначив очаги знаками радиационной опасности, и восстановить на ней лес, и при этом строго следить, чтобы никто там постоянно не находился и не нарушал поверхность почвы. Люди не должны жить там, где жить нельзя!

Жители мкр Поваровка Солнечногорского района Московской области