| 22.07.2010 12:28

ЧаВо про Химкинский лес

Химкинский лесопарк vs. платная трасса: ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

1.    Что такое Химкинский лесопарк?
Химкинский лесопарк – лесной массив площадью около 1000 га между Каналом им. Москвы, Химками и аэропортом Шереметьево. Химкинский лес  – единственный крупный лесной массив доступный жителям этого загрязненного и густонаселенного региона, любимое место отдыха для многих химчан и москвичей. Он является местом обитания диких животных (включая лосей, кабанов, лис). Имеются виды растений и насекомых, занесенных в Красную книгу. Химкинский лесопарк входит в лесозащитный пояс Москвы, жизненно важный для города в условиях глобального изменения климата. В Химкинском лесу планировалось создание трех особо охраняемых природных территорий (ООПТ): Дубовая роща, Мезотрофное болото, Пойма реки Клязьма.

P1030631.jpeg

2.    Почему мы считаем, что существующий проект платной трассы Москва – Петербург уничтожает Химкинский лесопарк?
Это официальное мнение профессиональных экологов, включая Департамент природопользования Правительства Москвы. Трасса разрезает лес по центру на две части, что неизбежно превращает его в придорожную лесополосу, непригодную для обитания диких животных, редких растений. Рекреационный потенциал лесопарка падает практически до нуля. Все три планируемые ООПТ будут уничтожены прокладываемой трассой.

IMG_7406.JPG 


3.    Кто и почему борется за сохранение лесопарка?  
Костяк неформального Движения в защиту Химкинского леса составляют обычные жители Москвы и Химок. Движение пользуется широкой народной поддержкой, о чем свидетельствуют свыше 20 000 подписей, собранных за сохранение лесопарка. Их решимость продолжать борьбу объясняется тем, что уничтожение лесопарка означает потерю единственного уголка дикой природы в этом районе. Это лишает людей привычного для них образа жизни, резко ухудшает экологическую ситуацию. Например, в мкр. Левобережный планируемая трасса полностью уничтожает лесополосу, отделяющую многоэтажные новые дома от открытой свалки мусора высотой с 15-этажный дом.  В такой ситуации резкий рост онкологических, респираторных и прочих заболеваний представляется  неизбежным.  Нашу точку зрения разделяют более 50 государственных и неправительственных организаций, официальных лиц. В числе поддержавших Химкинский лес – министр природных ресурсов Трутнев, Правительство Москвы и Мосгордума, Департамент природопользования Москвы, Европейская партия зеленых, Bankwatch, Greenpeace, WWF, Transparency International, Московская Хельсинская группа, сенатор Франции Доменик Войне, Всемирный русский народный собор и мн. др.

Himki-forest.jpeg

4.    Есть ли альтернативные варианты прокладки трассы?
Разумеется, есть. Начнем с того, что реализуемый в данный момент проект относится ко второму участку трассы (15 – 58 км). Первый участок прокладки (0-15 км) реализуется в пределах Москвы, в рамках т.н. проекта «Северная рокада». Для его строительства в условиях перенаселенного мегаполиса используется полоса отчуждения вдоль Октябрьской железной дороги. Нет никаких разумных причин, почему аналогичный способ прокладки не может использоваться и после выхода дороги за МКАД. На протяжении большей части Химок к железной дороге примыкает промзона, которая легко может быть использована для прокладки трассы. В пользу такого варианта высказывался, например, эксперт НИИ Транспорта Михаил Блинкин. Существуют и другие варианты прокладки. Все они изложены в официальных документах Минтранса, Администрации Химок, концессионера по проекту – и наносят меньший ущерб лесопарку, чем выбранный на сегодня вариант. Общее количество известных вариантов – не менее 5. Подробнее об альтернативных вариантах...

oaks.jpeg

5.    Является ли принятый на сегодня вариант трассы через Химкинский лесопарк оптимальным по технико-экономическим показателям?  
Нет. Это признается, в частности, в официальной документации концессионера по проекту – компании ООО «СЗКК» (по сути – дочерней структуры французского концерна Vinci). Принятый вариант имеет максимальную длину из всех возможных (почти на 10 км длиннее варианта вдоль Октябрьской железной дороги). Из-за сложной формы трассы (которая образует петлю по территории Химкинского и Лобненского лесопарков) не выдерживается даже запланированная скорость движения 150 км/ч. А от "инфраструктуры", которая, согласно территориальным планам развития Московской области от 2007 г., вырастет на месте леса вдоль трассы, новая дорога превратится в еще одну многокилометровую пробку.

CRW_6347-s.jpeg

6.    Почему и в чьих интересах был выбран именно этот вариант прокладки трассы?
Основное «достоинство» выбранного варианта трассы – возможность неограниченного освоения лесных земель по обе стороны от дороги. Склады, таможенные терминалы, парковки, супермаркеты, гостиницы – все эти «объекты инфраструктуры», расположенные на лесных землях по обе стороны от дороги, способны приносить даже больший доход, чем дорога сама по себе. Планы застройки не являются нашими домыслами – они изложены в официальных документах Правительства Московской области и не отменены до сих пор. Согласно результатам антикоррупционного анализа Transparency International, существует прямой коррупционный интерес действующего министра транспорта г-на Левитина в данном варианте прокладки трассы. Напомним, что г-н Левитин совмещает свою деятельность на посту министра транспорта с занятием руководящих должностей в коммерческих компаниях, деятельность которых регулируется данным министерством. В частности, речь идет об аэропорте Шереметьево и компании «Аэрофлот». Шереметьево имеет обширные планы застройки лесных территорий объектами коммерческой недвижимости.

IMG_93071.jpeg

7.    Выступаем ли мы против строительства нового шоссе вообще?
Нет, поскольку необходимость нового шоссе в этом направлении объективно существует. В данном случае мы наблюдаем типичную для сегодняшней России ситуацию, когда хорошая идея настолько активно используется чиновниками в собственных интересах – что ее «минусы» начинают перевешивать ее «плюсы». В случае реализации планов коммерческой застройки лесопарка – дополнительный трафик к «объектам инфраструктуры» полностью парализует движение на новом шоссе – как это уже случилось с Ленинградским шоссе после массовой застройки торговыми центрами прилегающих территорий в городском округе «Химки». К сожалению, новый проект оптимизирован именно под идею «торговой улицы», а не скоростного шоссе. Так, на участке, проходящем через Химкинский лесопарк (т.е. в пределах 10 км!) запланировано 2 группы пунктов оплаты проезда плюс три транспортных развязки. На Европейских скоростных магистралях развязки находятся на расстоянии 20 – 30 км друг от друга, что позволяет свести к минимуму неравномерность транспортного потока. Мы выступаем именно за современное скоростное шоссе, проходящее по кратчайшему расстоянию, с минимумом развязок и пунктов оплаты – против «торговой улицы».  

P1010446.jpeg

8.    Насколько законна вырубка лесопарка?
Вырубка лесопарка незаконна. Во-первых, проект изначально разрабатывался вразрез с требованиями действующего законодательства. До марта 2009 года в Лесном кодексе существовал безусловный запрет на любое строительство на территории лесопарков. Эта проблема изначально решалась посредством фальсификации: в документах, включая представленные на общественные слушания, в Госэкспертизу и в суд (первый судебный процесс против данного проекта состоялся в 2008 году) был фальсифицирован статус земель: вместо категории «лесопарк» указывалось «защитные леса 1-2-й категории». Именно благодаря прямой фальсификации, а также неразберихе в лесном хозяйстве, последовавшей за реорганизацией в связи с принятием нового Лесного кодекса в 2007 году, проект не был остановлен в 2007 – 2009 годах. Фальсификация вскрылась только к 2009 году. С целью «отмыть» нелегальный  проект, в 2009 году за спиной общественности были приняты  поправки к законодательству (под видом «уточнения терминологии»), разрешающие строительство в лесопарках «при отсутствии альтернативных вариантов». Тем самым практически все лесопарки в ближайшем Подмосковье были поставлены под угрозу уничтожения. Тем не менее законность проекта осталась более чем сомнительной, поскольку наличие альтернативных вариантов признано в ряде официальных документов. Тот факт, что Верховный Суд счел возможным закрыть глаза на их наличие – уже вызвал осуждение со стороны правозащитников, включая Московскую Хельсинскую группу, Движение за права человека и др. В настоящее время вердикт Верховного суда оспаривается в Страсбургском суде. Таким образом, судебное разбирательство по делу нельзя считать завершенным.
Существуют и другие нарушения законодательства. В частности, проект не прошел согласования с Москвой, требуемого согласно Лесному кодексу. Поскольку Химкинский  лес – часть лесозащитного пояса Москвы, отсутствие такого согласования является грубейшим нарушением конституционного права жителей Москвы на благоприятную экологическую обстановку. Уполномоченный по правам человека Правительства Москвы Александр Музыкантский уже обратился в прокуратуру по этому вопросу.

bird2.jpeg

9.    Почему нельзя было решить проблему, не прибегая к открытому противостоянию?
Причиной является отсутствие доброй воли со стороны заказчиков и исполнителей проекта. При наличии таковой, уже в 2006 году, после получении отказа в согласовании проекта со стороны «Московского городского управления лесами», должна была стартовать процедура пересмотра первоначального варианта трассы. К сожалению, заказчиками проекта был выбран путь продавливания проекта любой ценой – в обход законодательных ограничений и общественного мнения. Начиная с 2007 года по проекту проходят многочисленные протестные акции. Неоднократные попытки вовлечь заказчиков и исполнителей проекта в обсуждение путем организации различных «круглых столов» - полностью игнорировались с их стороны. Официальное обращение Мосгордумы к Правительству РФ с просьбой пересмотреть проект было проигнорировано. На общественных слушаниях в 2009 и 2010 годах жители резко негативно критиковали проект – но их точка зрения так и не была услышана. Единственным представителем Правительства РФ, нашедшим время для встречи с жителями и экологами, оказался министр природных ресурсов Трутнев. Он признал недопустимость прокладки трассы через лесопарк – однако его мнение также было проигнорировано.

CRW_6073.jpeg

10.    Какова ситуация с финансированием проекта?
Изначально планировалось привлечение для финансирования проекта международных финансовых организаций: Европейского банка реконструкции и развития, Европейского инвестиционного банка, Всемирного банка. К чести банкиров надо сказать, что они нашли время для встреч с нашими представителями. Одна из встреч проводилась на уровне Президента ЕБРР Томаса Мироу. В результате, банк не принял до сих пор решения о финансировании проекта. По сообщениям СМИ, проекту удалось получить частичную финансовую поддержку со стороны российских банков, в частности – Сбербанка. Однако этой поддержки, по оценкам Bankwatch, недостаточно для завершения проекта в полном объеме. Мы имеем все основания предполагать, что строительство так и не будет завершено в обозримом будущем – по причине отсутствия финансирования.

P1030613.jpeg

11.    Почему строители убегают от экологов?
Работы, проводившиеся ООО «СпецСтройИнжиниринг» (является субподрядчиком у ЗАО "Согласие-Стройинвест", которое, в свою очередь, нанято ООО "ПО "Теплотехник") нарушают сразу множество требований закона. Во-первых, даже если признать законным перевод земель Химкинского лесопарка в земли транспорта – это не лишает автоматически произрастающий на них лес статуса защитного. А проведение сплошных рубок в защитных лесах запрещено законом. Также никто не отменял необходимости подготовки лесной декларации. Во-вторых, при выполнении работ используется труд иностранцев, не имеющих действующего разрешения на работу в России. Этот факт был выявлен представителями милиции в присутствии ряда свидетелей, когда производилась эвакуация строительной техники с места вырубки. Использование труда «нелегалов» позволяет работодателю экономить на социальных выплатах и пренебрегать требованиями  охраны труда и техники безопасности. Это также говорит об использовании «черных» схем выплаты зарплат.

P1030465.jpeg

12.    Прекратят ли экологи сопротивление, если застройщик представит разрешительную документацию на проведение работ?
Нет. Мы видим, что беззаконие и пренебрежение общественным мнением – характерная черта этого проекта с самого начала. Мы отдаем себе отчет, что в России, с ее уровнем коррупции, документы практически любого уровня могут быть получены благодаря взяткам или банально подделаны. Как уже говорилось, незаконным является само решение о выборе трассы через лесопарк, и пока оно не будет пересмотрено – ни один документ по проекту не может рассматриваться в качестве законного.  

P1030610.jpeg