| 29.06.2009 08:22

Открытое письмо Vinci

Открытое письмо к руководству компании VINCI в связи с угрозой уничтожения Химкинского леса при реализации не соответствующего закону проекта строительства автомагистрали «Москва – Санкт-Петербург 15-58 км»

 

Уважаемые дамы и господа!

 

Защитникам Химкинского леса, которых мы представляем, известно, что в июле-августе 2009 г. консорциум ООО «Северо-западная концессионная компания», в котором компании VINCI принадлежит ведущая роль, планирует подписать концессионное соглашение на строительство платной скоростной автомагистрали «Москва – Санкт-Петербург 15-58 км».

В связи с этим, мы заявляем руководству компании о следующем.

У нас нет сомнений, что только чрезвычайно благоприятные условия соглашения, обеспечиваемые российским законодательством, заставляют вас закрывать глаза на явные признаки аферы, которые прослеживаются в данном проекте. Таким признаком, в частности, является наличие 4-х развязок на участке 15-29 км, в то время как для подобной скоростной автомобильной магистрали (expressway), входящей в состав международного транспортного коридора «Север – Юг» и панъевропейского транспортного коридора № 9, их допускается только одна на 20 – 30 км.

Но этим дело не ограничивается. Проект, в котором вы намерены участвовать, грубо нарушает российское законодательство, права граждан и международные экологические стандарты.

В 2004 году государственный заказчик скоростной автомагистрали «Москва – Санкт-Петербург» ФГУ «Дороги России» обнародовал схему ее прохождения (см. http://www.mintrans.ru/pressa/Round_Table/bistrov%20rus.pdf), в том числе, по территории городского округа Химки (участок 15 – 58 км). Как видно из схемы, трасса, пройдя несколько километров по Москве в едином транспортном коридоре с Октябрьской ж-д, вдруг резко сворачивает вправо в районе Бусиновской развязки и, пройдя в Левобережной части Химок между окон жителей многоэтажек по ул. Совхозная и знаменитой свалкой, входит на другом берегу канала в Химкинский лес. Повторим: уже в 2004 г. трасса была вычерчена именно так, причем якобы был – по официальному ответу Федерального дорожного агентства РФ (Росавтодора) – осуществлен выбор из нескольких альтернативных вариантов.

Правда, осталось неясным, кто, когда и по какой процедуре осуществил этот выбор.

У нас есть все основания предполагать, что никакой процедуры выбора из альтернативных вариантов на том этапе не было – иначе, зачем в 2005 году был инсценирован уже на местном уровне «предварительный» выбор земельного участка под данную трассу из тех же самых вариантов? Причем, следует отметить, что директором Красногорского спецлесхоза Алимусаемым Г.М. этот акт подписан не был, а затем, в 2008 г., было отменено и распоряжение главы Химок, согласовавшее этот акт.

Отметим также адресованный ФГУ «Дороги России» ответ Начальника ГУ «Московское городское управление лесами» (см. приложение), являвшегося в то время специально уполномоченным государственным органом по использованию, охране, защите городских лесов и лесного фонда на территории лесопаркового защитного пояса г. Москвы, которому подчинялся Красногорский спецлесхоз: «Анализ выбранной по лесному массиву автотрассы свидетельствует о том, что авторы планировочного решения даже не предприняли попыток максимального сокращения предполагаемого ущерба лесопарку. Учитывая изложенное, Управление категорически возражает в согласовании данного выбора трассы». (Эти два обстоятельства мы приводим просто как очевидные примеры несостоятельности публичных утверждений заказчика и проектантов о том, что выбор автотрассы был осуществлен и согласован в полном соответствии с законом. О сфальсифицированных же общественных слушаниях даже не упоминаем.)

И вот после того, как под «выбор» трассы было таким «кривым» образом, игнорируя мнение специально уполномоченного государственного органа, подведено некое подобие правовой основы, – в 2006 г. было издано постановление Правительства Московской области от 28.04.2006 г. № 358/16 «О мерах по строительству скоростной автомобильной магистрали "Москва – Санкт-Петербург" и развитию связанных с ней территорий Московской области», из которого можно заключить, что трассу завели в лес просто для того, чтобы иметь «законную» возможность перевести земли лесного фонда в земли иных категорий и использовать их, затем, для коммерческой застройки объектами капитального строительства. Под эту застройку постановление резервирует земли вдоль лесного участка трассы, в которые, как это видно из прилагаемой к нему схемы, попадает 2/3 территории Химкинского леса (примерно 600 га).

Издание данного постановления обнажило не только хищничество чиновников в отношении жизненно важных природных ресурсов, но и упомянутую крайне малую озабоченность авторов проекта скоростным качеством проектируемой магистрали, что, по нашему мнению, и позволяет говорить об афере, истинная цель которой не автомагистраль, а криминальное обогащение узкой группы чиновников на псевдоконкурсах по раздаче земельных участков и на последующей их коммерческой застройке (как это уже не раз бывало в прошлом).

Об экологической опасности и недопустимости этого проекта у нас имеются официальные отзывы государственных органов и должностных лиц, не задействованных в непосредственном обслуживании интересов потенциальных выгодоприобретателей (выдержки из отзывов в приложении).

В настоящее время законное строительство данной автомагистрали по выбранному варианту прокладки трассы невозможно, поскольку действует запрет, налагаемый п. 5 ч. 3 ст. 105 Лесного кодекс РФ на капитальное строительство в защитных лесах категории «лесопарковая зона» (до 17.03.2009 – «лесопарк»), к которым относится Химкинский лес.

Но даже если коррупционерам удастся добиться изменения границ лесопарковой зоны (допустимость чего была успешно пролоббирована ими в новой редакции Лесного кодекса РФ), наличие иных вариантов размещения автомагистрали, как перечисленных Росавтодором в его нам ответе, так и других (см. об этом в нашей листовке  «Химкинская правда жива» http://narod.ru/disk/8689396000/Himk%20pravda%20jiva.pdf), исключает возможность перевода земель защитного леса лесного фонда для строительства подобных объектов, поскольку статья 11 Федерального закона от 21.12.2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» разрешает такой перевод только «при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов». Поэтому, начиная с 1 января 2007 года, когда стала действовать эта оговорка закона, вся работа по данному проекту не соответствует закону.

Отметим также, что предусмотренное данным проектом и сопутствующими решениями уничтожение лесопарка нарушает конституционные права каждого на благоприятную окружающую среду, лишая нас, жителей, возможности его использования в предусмотренных законом целях «наиболее полного удовлетворения санитарно-гигиенических и эстетических требований населения г. Москвы и Московской области» (п. 1.1.3 Лесного плана Московской области).

В силу изложенных обстоятельств, мы предлагаем руководству компании VINCI добровольно отказаться от участия в данном проекте, которое, как мы уверены, значительно рискованнее, чем это представлялось компании по конкурсным документам, а также, без сомнения, нанесет ущерб ее репутации.

Мы надеемся на скорый ответ, однако готовы предпринять дополнительные усилия по доведению данных сведений непосредственно до руководства компании.

 

Приложение

Заключения государственных органов и должностных лиц о характере и последствиях строительства автомагистрали через Химкинский лес

Вид и реквизиты документа

Орган и подписавшее лицо

Выдержка

Ответ от 20.04.2006 № 313 на обращение ФГУ «Дороги России»

ГУ «Московское городское управление лесами»,
Начальник управления А.В. Кузнецова

По результатам рассмотрения Вашего обращения по планировочному решению автодороги Москва – Санкт-Петербург сообщаю.

Трассировка автомагистрали выполнена с максимальным использованием земель лесного фонда.  Запроектированная автотрасса полностью рассекает массив Химкинского лесопарка по кварталам 2, 4, 5, 10, 15, 16, 18, 21, 22, 23.

Реализация проекта по данному выбору трассы нанесет ущерб лесному фонду в крупном размере не только в результате разрубки широкой просеки, но и разделит лесной массив на части, что повлечет за собой расстройство и деградацию лесонасаждений по обе стороны автомагистрали. /…/

Учитывая изложенное, Управление категорически возражает в согласовании данного выбора трассы.

Обращение в Генеральную прокуратуру РФ от 15.19.2007 № ОМ-93-28/9201

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Заместитель руководителя О.Л. Митволь

В соответствии с постановлением губернатора Московской области Громова Б.В. от 28.04.2006 № 358/16 были зарезервированы земельные участки, предназначенные для строительства скоростной автомобильной магистрали «Москва – Санкт-Петербург» и размещения на связанных с ней территориях Московской области объектов транспортной инфраструктуры и иных объектов капитального строительства.

При этом… резервируется полоса шириной 3000 метров в каждую сторону относительно оси трассы проектируемой автомагистрали. Вместе с тем, из всех возможных вариантов размещения трассы был выбран маршрут, пролегающий в том числе и по территории Химкинского лесопарка.

Таким образом, реализация плана… приведет к уничтожению природного комплекса Химкинского лесопарка, грубому ущемлению прав жителей Химкинского района на благоприятную окружающую среду. Правовой режим Химкинского лесопарка, относящегося к защитным лесам, не позволяет его использование под указанные цели.

В связи с изложенным, руководствуясь ст. 23 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прошу принести протест на постановление губернатора Московской области от 28.04.2006 « 358/16 в части пролегания автомагистрали «Москва – Санкт-Петербург» через территорию Химкинского лесопарка.

Обращение к Председателю Правительства РФ В.В. Путину от 16.07.2008 № 8

Московская городская дума,
Председатель В.М. Платонов

Согласно проекту строительства платной скоростной автомобильной дороги, которая пройдет по территории Химкинского лесопарка (от Бусиновской транспортной развязки до Шереметьево-1), под вырубку попадут большие участки леса, а территория лесного массива будет разделена на части. Помимо автодороги на землях Химкинского лесопарка запланировано размещение объектов транспортной инфраструктуры и объектов капитального строительства. /…/

Жители Москвы и Московской области возмущены тем, что уникальные для Подмосковья реликтовые дубовые рощи могут быть уничтожены, несмотря на то, что существуют альтернативные решения для прокладки дороги. /…/

В связи с изложенным Московская городская Дума просит Вас… пересмотреть проект строительства платной скоростной автомобильной дороги Москва – Санкт-Петербург с тем, чтобы она не проходила по территории Химкинского лесопарка.

Ответ А.Н. Чернышевой от 12.08.2008 № 19885-ДА/02

Министерство регионального развития РФ, Заместитель министра Д.Б. Аратский

В соответствии со статьей 105 Лесного кодекса Российской Федерации в зеленых зонах, лесопарках запрещается размещение объектов капитального строительства, проведение сплошных рубок зеленых насаждений.

Масштабную вырубку Химкинского леса следует рассматривать как недопустимое нарушение прав граждан и законодательства в целом.

Ответ депутату МГД С.В. Никитину от 19.03.2009 № 3-6-3237860/9

Департамент природопользования и охраны окружающей среды, Руководитель Департамента Л.Ю. Бочин

Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы возражает против проведения работ на территории Химкинского лесопарка, которые могут нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира и повлекут за собой распад и гибель прилегающих к автодороге участков Химкинского лесопарка, что обусловит ухудшение экологической обстановки в Московском регионе.