| 24.03.2010 15:21

Справка по трассе Москва- С.- Петербург

Разработка проекта платной автомагистрали Москва - С.-Петербург начата согласно поручению президента РФ от 13 апреля 2004 года и  Распоряжению председателя правительства РФ от 29 декабря 2004 г.  Планировалось, что данное шоссе должно соединить 2 столицы платной скоростной автомагистралью (проектная скорость движения 150 – 160 км/ч).


В качестве заказчика проекта было определено  ФГУ «Дороги России». Проект должен был реализовываться на базе государственно-частного партнерства (ГЧП).  В 2008 г. производился выбор концессионера по проекту. При этом  6.11.2008 конкурс был признан несостоявшимся, но уже через 20 дней (26.11.2008) позиция устроителей конкурса изменилась и  победителем конкурса было объявлено ООО «Северо-Западная концессионная компания» (ООО «СЗКК»). Основными учредителями ООО «СЗКК» являлись компания ООО «Н-Транс» и  французский концерна Vinci.

ООО «Н-Транс» возглавляется тройкой менеджеров в лице генерального директора Константина Николаева, коммерческого директора Никиты Мишина и исполнительного директора Андрея Филатова.   При  этом 100% уставного капитала компании принадлежит кипрскому оффшору Transportation Investments Holding Ltd (TIHL).  До 2008 года «Н-Транс» известен как часть холдинга «Севестальтранс». Нынешний (начало 2010 года) министр транспорта РФ Игорь Левитин с 1996 по 2004 год работал в ЗАО «Северстальтранс» (с 1998 года — заместитель генерального директора компании). На министерский пост он перешел именно с этой должности.


Vinci – крупная французская строительная группа, занимающаяся, в частности, строительством и эксплуатацией платных автодорог и объектов придорожный инфраструктуры. В дальнейшем, когда в конце  2010 г. было лоббировано строительство через Химкинский лес (см. ниже), в состав учредителей ООО «СЗКК» вошел Аркадий Ротенберг, известный как один из близких друзей Путина.


Гражданские протесты  связаны с выбором маршрута прокладки трассы, который  был сделан (насколько это можно понять из открытых источников) еще на стадии обоснования инвестиций. Практически на всем протяжении участка 15-58 км трасса магистрали была буквально ювелирно вписана в лес, проходя посередине  лесных массивов.  Это привело к ряду крайне негативных экологических последствий, поскольку, например, единый массив Химкинского лесопарка делится дорогой на 7 изолированных друг от друга фрагментов, что практически полностью уничтожает его экосистему. Химкинский лесопарк имеет площадь более 1000 Га, является местом обитания крупных животных. По уровню биоразнообразия и нетронутости экосистемы (среди лесопарков Москвы и ближайшего Подмосковья) Химкинский лесопарк сравним только с Лосиным островом.  Лесопарк имеет на своей территории ряд ценных природных объектов, включая старовозрастную дубраву, мезотрофное болото, пойму реки Клязьма. Все эти объекты уничтожаются при выбранном на сегодня маршруте трассы. 


Аналогичная ситуация – на всем дальнейшем протяжении трассы по защитным лесам Солнечногорского района, вдоль реки Клязьма (эта зона рассматривается как источник питьевого водоснабжения Москвы).


Прокладка трассы по лесам выгодна концессионеру, поскольку действующее законодательство дает возможность выкупа лесных земель по кадастровой стоимости (около 100 евро за гектар на момент обоснования инвестиций).


Решения по выбору маршрута трассы принимались полностью за закрытыми дверями. Маршрут «через лес» был узаконен в 2005 году решением мэра Химок Стрельченко. «Общественные слушания» по трассе были проведены после принятия решения, причем с множеством нарушений (официально они проводились вообще по другому проекту: МКАД – Шереметьево -3, без оповещения в федеральных СМИ, без предоставления в полном объеме материалов оценки воздействия на окружающую среду).


В результате общественность узнала о планах прокладки трассы через Химкинский лесопарк лишь по факту начала изыскательских работ на его территории летом 2007 г.  Образовалась неформальная инициативная группа жителей, которая затем превратилась в общественное движение «Экооборона» (известное также как «Движение в защиту Химкинского леса») – www.ecmo.ru  .

Особое ожесточение борьба приобрела после того, как осенью  2008 года произошло покушение на жизнь  Михаила Бекетова –  местного независимого журналиста, активного участника борьбы за сохранение Химкинского леса. Получив тяжелейшую черепно-мозговую травму, Михаил остался инвалидом, не способным к общению с окружающими и самостоятельному передвижению. Защитники Химкинского леса прямо связывают это покушение с его выступлениями против  проекта трассы Москва – С.-Петербург.


За прошедшие годы «Экооборона» одержала ряд побед, самыми громкими из которых были факты отмены постановлений и распоряжений властей городского округа Химки и Московской области о выборе варианта трассы через Химкинский лесопарк. Защитникам леса также удалось получить поддержку со стороны  Мосгордумы, ряда экологических и правозащитных организаций (порядка 50, включая Greenpeace,  WWF, Всемирный русский народный собор, Transparency International, Национальный антикоррупционный комитет, Хельсинская группа и др.), политических партий и движений. Позицию «Экообороны» поддержали и европейские «Зеленые».


В то же время, все попытки экологов инициировать процедуру пересмотра  проекта остались без ответа. На «круглых столах», организованных Мосгордумой и НПО представители заказчиков проекта наотрез отказывались обсуждать возможность пересмотра выбранного варианта трассы.  Обращения от лица более 150000 россиян, подписавших обращение в защиту Химкинского леса к Президенту и Премьер-министру РФ, не дали результата: они  были спущены по инстанциям в точности тем сторонам, действия которых оспаривались.


Осенью 2009 г Премьер-министр Путин подписал распоряжение № 1642-р  о переводе 144 га Химкинского лесопарка в земли промышленности и транспорта.


Неоднократные обращения сторонников сохранения Химкинского лесопарка в российские суды не принесли успеха. Первое обращение (2007 – 2008 г) было отклонено, несмотря на то, что в это время действовал абсолютный запрет на перевод земель лесопарков в земли иных категорий, налагаемый с. 86 ч.6 Земельного кодекса. Впоследствии (2009 г) выяснились факты фальсификации статуса земель в документации по проекту, включая раздел «Оценка воздействия на окружающую среду» (ОВОС). А именно, вместо статуса земель «лесопарки» был указан «защитные леса 1 и 2 категории», перевод которых был возможен согласно законодательству. Указанные факты вскрылись слишком поздно, поскольку в 2009 г. был принят (по сути, втайне от общественности, под видом законопроекта об уточнении терминологии и заготовке дров)  законопроект, снимающий безусловный запрет на перевод земель лесопарков в земли иных категорий. С 2009 г такой перевод стал возможен при условии отсутствия альтернативных вариантов размещения дорог и прочих объектов (ст.  11  172 ФЗ). Тем не менее,  факты фальсификации еще больше усилили подозрения в коррупционной обусловленности основных решений по проекту, и в 2010 г. Transparency International начала процедуру коррупционного анализа данного проекта. В итоге было установлено, что министр Левитин имеет коррупционные мотивы для выбора варианта трассы через лес.


Попытки использовать  ст.  11  172 ФЗ  для того, чтобы оспорить в Верховном суде распоряжение Путина №1642-р  о переводе земель Химкинского лесопарка не дали результата, несмотря на наличие у истцов официальных документов Министерства транспорта РФ и ООО «СЗКК» о наличии  альтернативных вариантов, не затрагивающих лесопарка или, как минимум, наносящих ему меньший ущерб. По итогам судебного заседания правозащитными организациями «Хельсинская группа», Движением «За права человека» Льва Пономарева были сделаны официальные заявления для инвесторов проекта, в которых констатировалось отсутствие независимости и беспристрастности вынесенного судебного решения.  Необходимо отметить, что неспособность Российской судебной системы вынести неоспоримый вердикт привела к тому, что иск по проблеме Химкинского лесопарка уже находится в Страсбургском суде.


В дальнейшем были предприняты попытки привлечь к финансированию проекта международные финансовые институты (МФИ) -  Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и  Европейский инвестиционный банк (ЕИБ. Однако, несмотря на подписание предварительных протоколов о намерениях, МФИ в итоге воздержались от участия в проекте. Хотя это не было официально заявлено, но есть все основания связывать отказ МФИ с действиями «Экообороны» и других экологических и правозащитных организаций, а также Bankwatch CEE, которые вели систематическую работу, направленную на демонстрацию несоответствия проекта политике банков.


В апреле 2010 года российское правительство приняло решение финансировать проект из государственных средств, а также средств «Сбербанка» и ВЭБ. По-видимому, лоббисты проекта не теряли надежды привлечь средства МФИ. Автомобильный коллапс 26 — 30 июня 2010 года на 24-м километре Ленинградского шоссе, который возник из-за начала ремонта путепровода, подозрительным  образом совпал  с приездом делегации ЕБРР в Москву. Потом была проверка Генпрокуратуры, которая назвала виновных: подчиненное Минтрансу федеральное агентство «Росавтодор» и Московское правительство. Эксперты сходятся во мнении – этот коллапс был срежиссирован специально и, скорее всего, именно в недрах Минтранса - как главного заинтересованного в получении европейских денег на строительство дороги.
Попытка начать строительство силами российской стороны была предпринята в середине июля 2010. В качестве заказчика выступало ФГУ «Дороги России», в качестве подрядчика – ООО «Теплотехник». При этом, согласно Дополнительному соглашению к договору между этими организациями, «Теплотехник» обязывался продолжать работы невзирая не только на гражданские протесты, но и на законные (!) требования органов государственной власти.


В  результате, после  начала вырубки леса произошла целая серия гражданских протестов и столкновений. Для подавления сопротивления были привлечены силы милиции, ЧОП, неизвестные формирования в масках, напоминающие неонацистов, а также многочисленные боевики бандитской внешности. Зафиксировано множество случаев незаконного задержания активистов, избиения, пытки, запугивания. Тем не менее, действия активистов оказались достаточно эффективными: к концу августа было вырублено всего лишь около 30% леса, намеченного под уничтожение.
22 августа 2010 года на Пушкинской площади прошел многотысячный митинг за сохранение Химкинского леса с участием Юрия Шевчука и других известных людей. А 26 августа Президент Медведев объявил о приостановке строительства с целью дополнительных «экспертных и общественных обсуждений».


На официальном уровне серьезных обсуждений проведено не было. Все попытки организовать  диалог в рамках  Общественной Палаты РФ сталкивались с нежеланием представителей Минтранса и администрации Мособласти обсуждать какие-либо альтернативы выбранному варианту прокладки трассы. Одновременно была развернута официозная кампания в поддержку трассы через лес – включая принуждение сотрудников бюджетных организаций Химок подписывать петицию в пользу скорейшего возобновления строительства, а также организацию проплаченных митингов. Тем не менее, проект оставался  крайне непопулярным: опросы общественного мнения показали, что более 67%  жителей Москвы, 76%  жителей Химок и 66% населения России в целом – выступают против проекта трассы через лес (результаты Левада-Центра и Superjob).


Официальные «экспертные и общественные обсуждения» стали чистой воды профанацией, а решение о продолжении  строительства трассы по прежнему  маршруту было принято 14 декабря за закрытыми дверями, без участия общественности и независимых экспертов.  Чтобы «успокоить» общественность, была предложена компенсационная высадка «500 га леса», которая оказалась обманом общественного мнения ввиду отсутствия свободных территорий.


Для организации  независимого экспертного анализа проекта коалицией «За леса Подмосковья» была создана экспертная группа, в которую вошли 18 экспертов (среди них – 5 докторов и 9 кандидатов наук) в области охраны окружающей среды, экологического права, лесоведения, градостроительства и развития транспорта. Работа комиссии проходила под председательством Т.В.Злотниковой, доктора юридических наук, академика РЭА, заслуженного эколога России, заместителя председателя национальной экологической аудиторской палаты, члена диссертационного совета Института государства и права РАН по экологическому, природно-ресурсному и аграрному праву.  Было установлено, что на Химкинском участке существует не менее 11 альтернативных вариантов прокладки трассы, в том числе – вовсе не требующих вырубки леса или сноса жилых домов. Один из таких вариантов – прокладка дороги в полосе отчуждения ЛЭП вдоль Ленинградского шоссе, с перекладкой ЛЭП кабельной линией. Более того, выбранный вариант не только наносит максимальный ущерб окружающей среде – но и  не обеспечивает эффективного решения транспортной проблемы. Результаты экспертизы были переданы 1 февраля Президенту Медведеву, направлены в Минтранс, Автодор и другим заинтересованным сторонам.


Несмотря на это, никаких шагов по пересмотру проекта предпринято не было. В настоящее время Автодор готовится повторно подписать концессионное соглашение с ООО «СЗКК», хотя повторного конкурса не проводилось – и продолжить вырубку деревьев.


После обнародования  экологами результатов независимой экспертизы, а также детальной информации об участии оффшора в капитале ООО «СЗКК», против лидеров экологического движения была развернута кампания давления. Против лидера Движения в защиту Химкинского леса Евгении Чириковой были применена  тактика давления через детей – сотрудники органов опеки и милиция Химок пытались начать процедуру лишение родительских прав на основании анонимного заявления о «жестоком обращении» с детьми. Главный редактор веб-сайта защитников леса Алла Чернышева была задержана для 6-часового допроса вместе с двумя детьми, против нее пытались сфабриковать уголовное дело и распространяли клеветническую информацию. Постоянно предпринимаются попытки создать  уголовное дело  против компании , которой руководит муж Евгении Чириковой.


Несмотря на это, борьба за Химкинский лес продолжается. Активисты выдвинули лозунг отставки главы Минтранса Левитина, который, похоже, получил массовую поддержку – за 2 дня было собрано более 2000 подписей за его отставку.

Подробнее:


Результаты независимой экологической экспертизы

Хроника насилия и беззакония в связи с реализацией проекта трассы Москва-Петербург

Данные о компании Н-Транс – акционере ООО «СЗКК»

Заключение о невозможности компенсации ущерба Химкинскому лесопарку