| 03.02.2015 20:38

«ЛЕВИАФАН» как зеркало российской действительности

Алла Чернышева, редактор ecmo.ru

Толчком к созданию знаменитого фильма Андрея Звягинцева «Левиафан» (2014), как я понимаю, послужила реальная история американца Марвина Химейера, которого хотели выселить из дома ради расширения местного цементного завода… но который так мощно «ответил» обидчикам, что прославил родной городок Гранби на весь мир.

Интересно, что нечто схожее – но даже жестче, с человеческими жертвами – в 2009 г. случилось в городе Кировске Мурманской области… где, собственно, и снимался «Левиафан»!

«В мурманском городе Кировске произошло жестокое двойное убийство. Застрелен глава администрации Илья Кельманзон, а также его заместитель по ЖКХ, теневой «хозяин города» Сергей Максимов. Убийца – пожилой предприниматель Иван Анкушев, доведенный до отчаяния городскими чиновниками…

Зайдя в кабинет… Анкушев пустил в дело прихваченный с собой пистолет ТТ со спиленными номерами. Первым выстрелом, в затылок, бизнесмен расправился с Максимовым. Затем стал палить по сити-менеджеру, сделав порядка десяти выстрелов. Только одна пуля попала в цель – прямо в грудь градоначальнику, но рана оказалась смертельной. Раненый Кельманзон прошел несколько метров по коридору, открыл дверь в соседний кабинет контрольно-счетной палаты, повалился на стоявший там диван и вскоре скончался, еще до приезда скорой помощи.
 
Следом Анкушев покончил жизнь самоубийством…

Известно, что прибывшие на место правоохранители нашли при Анкушеве предсмертную записку. Ее полный текст не обнародован. Однако… приводятся несколько ее фрагментов: «Надежды на честный суд нет», «Мой торговый оборот не превышал 25 млн рублей в год. Администрация была должна мне 4 млн рублей. Вы уничтожили меня». (Источник: Znak.com.)

Правда, в фильме «акт возмездия» со стороны героя «замяли» – Николай, у которого власти легким движением руки отняли дом, свободу и сына, покорно отправляется мотать 15-летний срок на зоне. Конец «Левиафана» столь же безнадежен, как, скажем, у «Звезды пленительного счастья» Мотыля – огромный тюремный забор и охранник. 

Такое впечатление, что автор просто испугался довести сюжет до логического конца… Или в этой беспросветности российского бытия и беспомощности человека и состояла его главная идея? Не знаю. Но, если так, ради подобной «идеи», на мой взгляд, не стоило затевать фильм.

И это первое, чем кино мне не понравилось.

Второе – это вымученная, натянутая неизвестно на что и как «любовная история». И актриса, игравшая Лилию, и ее отношения с главным героем смотрятся, мягко говоря, странно. Как занесло утонченную красавицу модельной внешности в этот край? И почему она работает на рыбном заводе? И с какой стати она вдруг изменяет мужу? И почему вдруг топится… в тот момент, когда все вроде наладилось? 

Все эти сюжетные выверты смотрятся нелепо. И вообще возникает путаница, неясно, что мы смотрим... Это слезная мелодрама про «роковую женщину» Лилию (видимо, намек на зловещую Лилит из мифов) и ее мужчин? Это у нас "Мадам Бовари", "Анна Каренина" - или же все-таки философская социальная драма-притча о России с библейским сюжетом Иова?

Каждый кадр в истории жены героя отдает если не фальшью, то, по крайней мере, неестественностью. И да – гораздо органичнее Лилия смотрится с красавцем – московским адвокатом, а не с мужем.

История Лилит, мне кажется, здесь лишняя. Как «нагрузка», отвлекающая от главного – той нелицеприятной правды о России, которую явил нам «Левиафан» «во всей красе».

А теперь о главном. Каждый, кто сталкивался с работой наших «правоохранительных органов», прокуратуры, суда и, наконец, администрации, смотрит этот фильм, открыв рот. Все эти «государевы люди» – от мэра до судьи, от гаишника до священнослужителя – это слепящее своей точностью отражение наших реалий, от правдивости которого замираешь и жмуришься. Связка криминальных «братков», силовиков, чиновников и церкви. Зловещая мафия, перед которой нет шансов у простого человека. Тот самый библейский Левиафан, у которого нет правды, но зато есть сила скрутить, раздавить любого, как «вошь».

Как все это знакомо до слез, сколько раз мы наблюдали такое! Прокуратура, которая «не может» принять заявление. Судья, бубнящая то решение, которое ей заранее спустили. Полиция, которая задерживает не преступника, а того, кто жалуется на преступника. Жертва, у которой все отняли и которая оказывается еще и виновата перед агрессором… И, наконец, брутальный мэр, который захотел – отнял, захотел – избил и покалечил, захотел – посадил на 15 лет… И при этом он ходит в церковь, молится, получает у священника благословение и «наставление» решать «силой» все имеющиеся проблемы. 

Роман Мадянов блестяще справился с ролью этого самого мэра-беспредельщика. Мне он напомнил до боли – даже голосом! – одного бывшего заместителя главы Химок. Догадываетесь – кого? Вряд ли Мадянов или Звягинцев знают наши химкинские дела. Но гениальная правдивость фильма такова, что попадание «в точку», видимо, получилось интуитивно.

Есть и образ будущего – это 14-летний сын главного героя, которого лишили отца, у которого отняли дом и разрушили жизнь... Этот несчастный мальчик на фоне величественных горных вершин и моря отчаянно недоумевает от творящейся вокруг несправедливости. Плачет от бессилия… Что же с этим делать? Что будет дальше? 

Вырастет он и будет мстить за отца? Или попадет в плохую компанию и сядет либо сопьется? Уедет? Этот вопрос открыт.

Самое страшное – то, что у мальчика рушится вера в добро и любовь, мир предстает страшным, злым, корыстным… И даже в словах подруги его покойной матери (в потрясающем исполнении Анны Уколовой), когда она предлагает забрать его к себе в семью, он ищет корысть.

У Звягинцева нет выхода из этого тупика. Он не дал нам ни лучика надежды. Он будто бы захлопнул крышку гроба. И главное осталось недосказанным.

А зря. Ведь выход – в правильном воспитании и просвещении таких, как этот мальчик-сын. В объединении людей. Потому что перед силами зла добро должно объединиться и стать таким же сильным и сплоченным. Мы все должны работать над этим. И многие уже работают, давая пример другим! Именно в этих людях - надежда нашей страны.

И однажды добро победит. Вопрос только в сроках.

Места: