На Главную Новости Важное В мире Обзоры Реклама на сайте Поддержите нас Контакты

| 07.07.2025 14:33

Эффективное управление водными ресурсами: ключевые аспекты охраны водных объектов

Эффективное управление водными ресурсами и охрана водных объектов требуют комплексного подхода, который включает законодательное регулирование, мониторинг состояния водных объектов, экономические механизмы и участие общественности в принятии решений. Эти аспекты важны для обеспечения стабильного водопользования, охраны водных экосистем и поддержания экологического благополучия.

Законодательное регулирование

  • Установление нормативов допустимого воздействия на водные объекты, которые учитывают региональные природные особенности и цели использования. Например, нормативы для сброса загрязняющих веществ в водные объекты, для использования территорий водоохранных зон и прибрежных защитных полос.
  • Регламентация хозяйственного использования территорий водоохранных зон и прибрежных защитных полос, чтобы предотвратить их загрязнение, засорение и истощение.
  • Установление ответственности за нарушение водного законодательства, например, административной или уголовной.

Мониторинг

  • Государственный мониторинг водных объектов — система наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальных образований, физических и юридических лиц.
  • Ведение государственного водного реестра — систематизированного свода данных о водных объектах, их характеристиках и использовании. Информация в реестре включает сведения о местоположении, площади, глубине, водосборной площади, гидрологическом режиме, качестве воды, а также о водопользователях и объёмах забираемой воды.
  • Использование различных методов мониторинга — традиционных методов отбора и анализа проб воды, дистанционного зондирования Земли с использованием спутниковых и авиационных технологий, автоматизированных систем мониторинга, включающих датчики и сенсоры, передающие данные в режиме реального времени.

Мониторинг состояния водных объектов в России осуществляется по чёткому регламенту. Он делится на несколько направлений:

  1. Гидрологическое наблюдение. Измеряется уровень, расход и температура воды.
  2. Гидрохимический контроль. Оценивается химический состав, наличие загрязняющих веществ.
  3. Гидробиологический анализ. Наблюдается за организмами, населяющими водные системы.
  4. Экологическая оценка. Анализируется воздействие человеческой деятельности.

Сбор и обработку информации выполняют аккредитованные лаборатории и научные институты

Государственный мониторинг водных объектов осуществляет Росгидромет и подведомственные ему учреждения. Также к работе привлекаются органы местного самоуправления, специализированные центры мониторинга, региональные службы водных ресурсов, научно-исследовательские институты.

Наблюдение ведётся разными способами:

  • Вручную. С помощью измерительных лент, лабораторных проб и дренажных труб.
  • Автоматически. Датчики температуры, давления и химического состава передают данные онлайн.
  • Дистанционно. Спутниковый мониторинг позволяет отслеживать изменение береговой линии и площади водных масс.

Кроме федеральных структур, в процессе задействованы и частные подрядчики. Они выполняют полевые обследования рек, озёр, водохранилищ, отбор проб воды на различных глубинах, установку автоматических датчиков, интерпретацию результатов, подготовку экспертных заключений.

Для мониторинга состояния водных объектов используются различные технологии, среди них:

  • Традиционные методы отбора и анализа проб воды.
  • Дистанционное зондирование Земли с использованием спутниковых и авиационных технологий.
  • Автоматизированные системы мониторинга, которые включают датчики и сенсоры, передающие данные в режиме реального времени.
  • Информационные технологии, позволяющие создавать базы данных, обрабатывать большие объёмы информации и обеспечивать доступ к данным через интернет.
  • Геоинформационные системы (ГИС), которые используются для визуализации данных о водных объектах и анализа пространственной информации.
  • Биоиндикационный метод, который позволяет обнаружить и оценить воздействие абиотических и биотических факторов на живые организмы.
  • Физико-химический метод, который предполагает отбор проб воды на проточных и непроточных водоёмах.
  • Система SeaDAS для обработки спутниковых данных цветности воды. Она позволяет получать параметры качества воды, оценивать концентрацию хлорофилла и температуру поверхности воды.

Экономика

  • Стимулирование рационального водопользования — например, платежи за воду, которые должны быть экономически ощутимы не только за потреблённую воду, но и за сброс сточных вод.
  • Введение системы перспективных регламентов, стандартов и норм — например, требований к удельному потреблению водных ресурсов машин и оборудования, потерям воды в зданиях.
  • Стимулирование предпринимательской деятельности в сфере водосбережения — создание условий, предполагающих механизмы возврата частных инвестиций в водосбережение.

Общественность

  • Информирование общественности о проблемах водопользования и водопотребления — это необходимо, чтобы общественность была осведомлена о проблемах и могла принимать обоснованные решения.
  • Вовлечение общественности в процесс принятия решений — это нужно, чтобы учесть интересы всех заинтересованных сторон. Некоторые формы участия:
    • Общественные слушания — на них общественность имеет возможность ознакомиться с информацией о проблемах водопользования и водопотребления, высказать своё мнение и задать вопросы.
    • Опросы общественного мнения — позволяют выявить мнение общественности по различным вопросам водопользования и водопотребления.
    • Гражданские инициативы — позволяют общественности самостоятельно инициировать процесс принятия решений по вопросам водопользования и водопотребления.

Нормативные документы

Некоторые нормативные документы, регулирующие мониторинг водных объектов в России:

  • Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
  • Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 года № 74-ФЗ.
  • Постановление Правительства РФ от 6 июня 2013 года № 477 «Об осуществлении государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды».
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 14 марта 2024 года № 300 «Об утверждении Положения о государственном экологическом мониторинге (государственном мониторинге окружающей среды)».
  • Постановление Правительства РФ от 10.04.2007 № 219 «Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга водных объектов».
  • Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 30 июля 2020 года № 524 «Об утверждении требований к проведению наблюдений за состоянием окружающей среды, её загрязнением».
  • Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 18.02.2022 № 109 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчёта об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля».
  • Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 8 октября 2014 года № 432 «Об утверждении Методических указаний по осуществлению государственного мониторинга водных объектов в части наблюдений за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон и изменениями морфометрических особенностей водных объектов или их частей».
  • Приказ Министерства природных ресурсов и экологии от 24 февраля 2014 года № 112 «Об утверждении Методических указаний по осуществлению государственного мониторинга водных объектов в части организации и проведения наблюдений за содержанием загрязняющих веществ в донных отложениях водных объектов».
Теги: 
Тематика: