| 08.06.2021 12:50

Тайны московской ливневки

Московские улицы могут похвастать тем, что на них редко встретишь большие лужи. Даже в сезон дождей вода довольно быстро уходит под землю через ливневку. И все же несколько раз в год москвичи и гости города могут наблюдать картину, когда улицы столицы превращаются в полноводные реки. Не стоит обвинять в этом коммунальные службы, сетуя на их нерадивость. Прежде чем делать такие заявления, стоит разобраться, что собой представляет столичная ливневка и как она работает.

Многие убеждены, что ливневка – это решетки в тротуарах, куда стекает дождевая вода. На самом деле система стока в Москве – это более 8 тысяч км подземных коммуникаций, задача которых заключается в обеспечении эффективного и быстрого сбора воды с городских улиц. Именно поэтому отверстия в тротуарах и на проезжей части улиц устраиваются с таким расчетом, чтобы собрать как можно больше влаги. Учитываются многие факторы – угол наклона решетки, ее место расположения.

Что же происходит после того, как вода попала в ливневку?

Под землей создана разветвленная сеть коммуникаций, состоящая из труб, коллекторов, специальных резервуаров для сбора воды, ее последующего отстаивания и фильтрации. Когда талый снег и дождевая вода проходят все стадии, выполняется финальная очистка. После этого вода возвращается с природную экосистему, не причиняя ей вреда.

Система очистки дождевой воды – одно из важных условий ее последующего использования. Ведь во время ливня в дождеприемники (те самые отверстия в асфальте с решетками) попадает различный мусор, а также песчано-солевая смесь, которой в гололед обрабатывают московские улицы. Конечно же, химический состав воды, которая попадает в коллекторы с городских улиц, оставляет желать лучшего, поэтому под землей создан целый комплекс по ее очистке и фильтрации. Весь мусор, который скапливается в ливневой системе после дождя, нужно удалять. Поэтому коллекторы и трубы регулярно очищаются от веток, песка, камней. сотрудниками «Мосводостока».

Причина подтопления тротуаров

И все же, несмотря на продуманное устройство ливневки в Москве, несколько раз в году она дает сбой, и тогда городские улицы превращаются в непроходимое болото. В чем причина? Уж точно не в том, что ливневая система столицы забита грязью, как думают многие обыватели. Дело в том, что при создании подземных коммуникаций выполнялись расчеты на основании климатических показателей, пропускная способность ливневой системы выверялась довольно тщательно и скрупулезно, а сами коммуникации создавались с определенным запасом. Но несколько раз в году из-за сильных дождей объемы воды, поступающие в ливневку, значительно превышают ее пропускную способность.

Теоретически ее можно было бы увеличить, но на практике это повлечет за собой необоснованные затраты. Ведь круглый год обновленная система будет простаивать, хотя на ее реконструкцию понадобятся не только средства, но и дополнительные технические возможности. Например, в некоторых местах под Москвой диаметр коллекторов составляет более 3 м. Чтобы увеличить пропускную способность ливневки, придется укладывать трубы с диаметром от 5 м и более, а это уже пропускная способность тоннеля в метрополитене. Если учесть, какова плотность застройки в Москве, во время таких работ часть зданий придется попросту снести. Стоит ли оно того, чтобы несколько раз в году во время сильных дождей на московских улицах было сухо? Вряд ли.

В итоге подтопление тротуаров и проезжей части в низинах – а в Москве примерно 50 таких участков – не следует воспринимать как личную трагедию. Да, это не очень удобно, но подобные аномалии случаются редко. К тому же нужно учитывать, что во время сильного дождя вода все равно надолго не задерживается на городских улицах. Обычно достаточно нескольких часов, чтобы лужи полностью исчезли. Нужно учитывать и тот факт, что сотрудники «Мосводостока» хорошо осведомлены о том, где городе находятся низины, и во время сильных дождей направляют в эти районы спецтехнику для откачивания воды. Если ливневка действительно не справляется со своими задачами, на помощь ей придут мощные помпы. Так или иначе, даже во время неблагоприятных погодных условий в городе предпринимаются все меры для обеспечения безопасности движения водителей и пешеходов.

Стоит также отметить, что проблема пропускной способности ливневых систем во время обильных осадков есть в любом городе. Во время сильных дождей улицы превращаются в настоящие водоемы не только в Москве, но и в Париже, Нью-Йорке, Дубаи, Осло, Праге, Варшаве. Но ни в одном из городов ради нескольких дней в году, когда идут сильные дожди, никто не переделывает ливневую систему. Задача коммунальных служб – минимизировать неудобства в критических ситуациях за счет поддержания ливневой системы в работоспособном состоянии круглый год.

Теги: 
Тематика: