| 12.08.2022 17:39

Зачем нужна выхлопная система и из чего она состоит?

Выхлопная система: из чего состоит, зачем нужна, как ремонтировать

Для многих водителей выхлопная система – это что-то второстепенное и неважное, о чем знать ничего не нужно. Большинство обходятся знаниями, где находится катализатор или как заменить гофру.

На самом же деле исправность выхлопного тракта напрямую влияет на рабочие характеристики двигателя. Поэтому возникает необходимость углубиться в изучение строения выхлопной системы.

Во время работы ДВС важно, чтобы отработанные газы отводились вовне. Собственно, для этого и была разработана система выхлопа, которую стали называть глушителем, хотя это не совсем правильно.

Как работает выхлопная система

Сейчас выхлопной тракт состоит из нескольких частей, а начиналось все с того, что она была представлена механическим клапаном, который водитель открывал вручную. Все элементы соединяются болтами через фланцы. Части системы нужны для:

  • Выведения из камеры сгорания остатков топливной смеси и газов.
  • Снижения уровня шума и вибрации от рабочего двигателя.
  • Уменьшения количества вредных веществ в продуктах горения.
  • Защиты салона от попадания в него токсичных веществ.

Принцип работы прост: от двигателя газы через трубы выводятся в заднюю часть машины, откуда попадают в атмосферу. По мере прохождения через отдельные элементы снижается шум и загрязнение выхлопов.

Продукты горения становятся менее токсичными за счет каталитического нейтрализатора, чья работа контролируется лямбда-зондом. В автомобилях с дизельным двигателем вместо катализатора используется сажевый фильтр.

Из чего состоит выхлопная система автомобиля

Схема узла выглядит следующим образом:

  • Выпускной коллектор.
  • Газоприемник.
  • Каталитический нейтрализатор.
  • Пламегаситель или резонатор.
  • Глушитель.

Выхлопные газы и недогоревшее топливо изначально из камеры сгорания цилиндров попадают в выпускной коллектор. Этот элемент состоит обычно из керамики, чугуна или нержавейки, которые отличаются стойкостью к высоким температурам.

Далее идут «штаны», или, как они правильно называются, приемная труба. Они-то и объединяют разные потоки от цилиндров в один, чтобы после этого направить его в катализатор. Газоприемник обычно снабжается гофрой, которая нужна, чтобы погасить вибрации, вызываемые работой силового агрегата.

Записаться в специализированный сервис на замену гофры можно тут!

Катализатор – это керамические соты в металлическом кожухе. Все ячейки покрываются сплавом иридия и платины, поэтому деталь получается достаточно дорогой. В итоге драгоценные металлы вступают в реакцию с выхлопными газами, разделяя их на оксид азота и кислород. Последний способствует догоранию остатков топлива, так что до глушителя доходит только азотно-диаскинуглеродная смесь. Корректность работы каталитического нейтрализатора регулируется лямбда-зондом (датчиком, показывающим уровень токсичности газов).

Пламегаситель, или резонатор, также имеет ячеистую структуру и служит для снижения температуры выхлопа.

Замыкает выхлоп глушитель, который используется для понижения шума от заведенного мотора. Это достигается благодаря перфорированной трубе в корпусе элемента.

Частые поломки и ремонт

Выйти из строя в выхлопной системе может буквально каждый элемент. Все начинается с прогорания гофры. Это и неудивительно, ведь она работает в сложнейших условиях. На деталь действуют высокие температуры, а также вибрационные нагрузки. Хорошо, что заменить гофру не так дорого, в отличие от того же катализатора, который может обойтись в более чем сто тысяч рублей. А он также невечный. Но каталитический катализатор часто вовсе удаляют, ведь на работу двигателя это не влияет (ухудшаются только экологические показатели автомобиля).

Чаще же всего неисправности связаны с разгерметизацией элементов глушителя. Если проблема в уплотнителях, то ремонт сведется к их замене, что не будет стоить дорого.

Теги: 
Тематика: