Как составить акт об оказании услуг?
Помощь юриста тут.
Еще недавно в том, что касается дела или услуг, царил принцип "договоримся по-свойски". Составлять официальные бумаги, а уж тем более идти к нотариусу было не принято. Из-за этого возникали недопонимания, конфликты, рушились отношения. Сейчас же, в эпоху развития, никто не усмотрит в том, чтобы зафиксировать факт выполнения обязательств документально, ничего оскорбительного. Нужно изучить, как оформить акт выполненных работ и где пригодятся первичные документы.
Как правильно составить акт выполненных работ
Другое название бумаги – акт приема-передачи. Он выступает официальным подтверждением того, что участники выполнили то, о чем договаривались и претензий друг к другу не имеют. В то же время это несамостоятельный документ, а приложение к подрядному договору или договору о возмездных услугах.
В акте отражают:
- Данные участников – паспортная информация, фамилия, имя, отчество, должности, адреса проживания. Вписывают полные названия фирм, адреса нахождения, коды. Если от их имени действовали представители, их данные тоже нужно внести в документ.
- Название документа – собственно акт (приема-передачи, об оказании услуг, в зависимости от того, о чем идет речь, например, восстановление бухгалтерского учета);
- Номер по правилам внутреннего документооборота компании.
- Дату подписания.
- Список сделанных работ или услуг (фиксируют в виде таблицы с расценками, датой заказа и фактического выполнения, комментариями).
- Общую стоимость (цифрами и прописью).
- Дополнительные условия и требования, были ли они выполнены.
- Подписи сторон, директоров фирм, официальных представителей, других задействованных лиц, которые работали от имени организаций, с расшифровкой.
Обязательно должна стоять фраза о том, что стороны не имеют претензий. Но иногда оказание обещанного вроде бы совершилось, а заказчик недоволен. Его претензии отражают отдельным пунктом. В нем последовательно перечисляют все найденные ошибки, погрешности, оговаривают срок, чтобы исполнитель успел с ними справиться.
Бумагу оформляют на листе А4 в печатном виде. Единой формы для акта приема-передачи законом не предусмотрено. Но даже при свободной форме все эти пункты должны присутствовать обязательно, иначе такая бумага не будет иметь силы. Например, если заказчик включит некорректно оформленный акт в отчетную базу по налогам для подтверждения понесенных расходов и уменьшения отчислений, инспекция его отклонит.
Обязательно ли подписывать акт
Коротко на вопрос, обязательно ли заполнение акта выполненных работ, можно ответить – да, обязательно. Он доказывает, что:
- все заказанные работы выполнены в оговоренный участниками срок и в нужном качестве;
- у заказчика и работника нет претензий друг к другу.
Помимо снижения налогов акт поможет защититься от необоснованных нападок противоположной стороны – например, если сначала сторона хвалила полученное, а потом выдвигает письменную претензию или даже иск. Если участник отказывается платить, акт с договором об услугах можно предъявить в суде как законный аргумент требования денег.
Ситуация, когда дело доходит до иска, рискованна не только тем, что судья может не поверить в обман жалобщика и отклонит его требования. У суда может сложиться твердое впечатление, что стороны намеренно избегали "бумажной стороны", чтобы утаить деньги от государства. Убыток будет большим, чем просто в случае обмана: мало того что законную оплату не получить, так еще и надзорные организации наложат штраф.
Ошибки
Договор об услугах, составление дополнительных соглашений, акты требуют максимально скурпулезного и серьезного подхода. Невнимательность, ошибка или опечатка могут привести к тому, что документ станет ничтожным.
Принципиальными ошибками считаются:
- Подписание не тем числом. В случае обмана или конфликта есть шанс доказать справедливость требований, но расходов на помощь адвоката не избежать, что может выйти даже дороже упущенной прибыли.
- Подписание акта не тем, кто указан в договоре. Если это никак не зафиксировано, подписывают директор или учредитель фирмы, доверенное лицо. В акте о комиссионных работах ставят подписи с расшифровкой всех членов комиссии.
- Недовольство бухгалтерии. Часто она затягивает время расчета с исполнителем. Финансисты следят, чтобы к документации не придрались налоговики, поэтому придираются сами к каждой букве. Бывает, что акт приходится переделывать. Этим иногда пользуется нечестный заказчик и нарочно оттягивает момент оплаты.
- Нет других необходимых документов, например, договора.
- Нарушены форма и содержание.
Поэтому после составления и заполнения шаблона необходимо проверить написанное, и, если огрехи все-таки есть, лучше уничтожить старый вариант и написать новый. Может прозвучать возражение, что первичные учетные документы исправлять можно, за исключением только кассовых и банковских. Это так, но опечатка или описка даст повод противоположной стороне "зацепиться" за это и привести к дополнительным разбирательствам или сведению на нет всех усилий. Если вы не знаете, как составить акт об оказании услуг, стоит обратиться за юридической помощью.
ВНИМАНИЕ! Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ecmo.ru