Как уберечь от утечек кошелёк
Помощь юриста тут.
Вы когда-нибудь подключали платные подписки? А забывали вовремя их отключить? Большинство россиян делали и то, и другое. Проблемой платы за интернет-услуги, которыми люди не пользуются, озаботился депутат Государственной Думы Антон Немкин. Как выяснилось, проблема имеет очевидное правовое решение, но на то, чтобы доказать его необходимость и убедиться в том, что норма будет работать, у законодателей ушло больше года.
В чём проблемы?
Онлайн-кинотеатры, музыкальные сервисы, онлайн-библиотеки – вот топ-3 самых популярных услуг, которые россияне покупают по подписке в Интернете.
Но ими список не исчерпывается. Подборки упражнений, рационы правильного питания, советы по осознанному родительству – каких только знаний разной степени уникальности не предлагает Интернет за небольшие на первый взгляд деньги. Стоимость подписки в среднем составляет 300-500 рублей в месяц, хотя встречаются и более дешевые, и более дорогие.
Чтобы оформить подписку, человек дает ресурсу, который ее предоставляет, право регулярно списывать определенную сумму с банковской карты. Но опасность автоплатежей в том, что о них легко забыть. Как и о подписке, ставшей ненужной. Деньги будут просто утекать с карты до тех пор, пока пользователь не вспомнит про подписку и не отменит ее.
Но как вспомнить о чем-то неважном, если об этом не напоминают?
Выручка рынка интернет-подписок в России: 180 млрд руб.
Подписками пользуются 24,9 млн человек, это 13% населения (в Москве – 27%)
Средний чек: 1000 руб/мес.
В среднем подписок на пользователя: 3
Платят за услуги, которыми не пользуются: 18%
Хотя бы раз забывали о ненужной подписке: 66%
Не получают уведомлений о списании денег за подписку: 20%
Сталкивались с автопродлением подписки, которой не планировали пользоваться: 62%
Сумели в такой ситуации вернуть деньги назад: 2%
Испытывали технические сложности с отпиской: 72%
Не сумели отписаться вовремя: 44%
Правовое решение
Законодатели обратили внимание на проблему: на рассмотрение в Госдуму наконец-то внесен законопроект, способный защитить россиян от ненужных им онлайн-подписок. В конечном итоге он превратится в поправки к Закону о правах потребителей. Вот основные его тезисы.
- Предупреждать клиентов о том, что деньги будут списаны, нужно не позже, чем за сутки.
- Уведомление должно содержать ссылку на условия использования сервиса, в которых понятно описан алгоритм отписки.
- Вне зависимости от даты отписки услуга должна предоставляться в течение всего оплаченного периода.
- Если человек отвязал банковскую карту от личного кабинета, списывать с неё деньги запрещается. Можно получать платежи только с той карты, которая привязана к сервису на момент совершения платежа.
Законопроект уже встретил сопротивление со стороны рынка, хотя крупные компании – банки, большинство маркетплейсов, операторы сотовой связи – и так соблюдают его положения. Для них закон просто зафиксирует нормы, поддерживающие лояльность клиентов. Более мелкие игроки после вступления закона в силу, которое ожидается в марте 2024 года, готовятся к огромному количеству отписок.
Экспертное мнение
С инициативой законопроекта выступил депутат от Пермской области Антон Немкин. Серьёзная подготовительная работа велась больше года. Проводились опросы населения, встречи с бизнес-сообществом. Законодатели убедились: проблема существует, масштабы ее достаточно велики.
Антон Игоревич Немкин – в прошлом сотрудник ФСБ, специалист в области цифровых технологий, предприниматель, инвестор. Основатель фондов «Цифровая долина Сочи», «Цифровая долина Пермь», «Атом». Все они ориентированы на поддержку цифровых стартапов, научный подход к проблемам искусственного интеллекта, цифровизации и других актуальных вопросов информационных технологий.
Немкин входит в Комитет по информационной политике и информационным технологиям и связи Госдумы РФ и в Совет по развитию цифровой экономики при Совете Федерации.
Антон Немкин говорит: резкого падения количества подписчиков, способного повлиять на рынок, после вступления закона в силу не будет. Будет поддержка справедливости: человек должен иметь возможность осознанно тратить деньги на то, что ему необходимо. Что же касается банковских карт, необходимо расценивать их отвязку от сервисов как запрет на обработку и хранение этой части персональных данных. Такой подход отвечает духу закона 152-ФЗ «О персональных данных» и поможет в борьбе с их утечками, а значит, и с мошенничеством.
Но пока закон не вступил в силу. Что делать тем, кто не хочет спонсировать интернет-проекты просто так? Антон Немкин предлагает тщательно следить за тратами по банковским картам. Чтобы это было проще, заведите отдельную карту для подписок (можно виртуальную) и переводите на неё деньги только после того, как получили уведомление от сервиса. Порядочные сервисы их присылают уже давно, а непорядочные можно и нужно наказывать рублём вне зависимости от принятия законов.
ВНИМАНИЕ! Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ecmo.ru