Новости Важное Поддержите нас Контакты Реклама на сайте

| 17.02.2011 17:23

Путин и Греф не увидели Химкинского леса за ЕБРР

За ЕБРР леса не видят

  16.02.2011

Источник: RussianRealty.ru

«Полугосударственный» Сбербанк и госкорпорация «Банк развития» («Внешэкономбанк», ВЭБ) остаются единственными кредиторами проекта строительства скоростной трассы Москва-Санкт-Петербург, сообщил глава Сбербанка Герман Греф на встрече с премьер-министром РФ Владимиром Путиным в Ново-Огарево.

39836ba657748fa6583fb90c9c3d9035.jpg

«Компания Vinci [французский акционер Северо-Западной концессионной компании – концессионера автодороги] собиралась брать кредит в ЕБРР [Европейский банк реконструкции и развития]. Но пока вся частная часть проекта финансируется консорциумом Сбербанка и ВЭБа», – добавил Греф незаконченную фразу. Очевидно, понятную обоим, поскольку банкир не стал объяснять премьеру, почему Vinci не взял кредит или ЕБРР – не дал.

Премьер также ответил банкиру незаконченной фразой, напомнив, что правительство Франции собиралось предоставить госгарантии под кредит ЕБРР. И тоже не объяснив, почему ЕБРР не дал кредит даже под гарантии правительства Франции.

«Мы с удовольствием видели бы партнеров из других стран, но пока их нет», – резюмировал банкир, подтвердив, что понял недосказанную мысль премьера. И констатируя то, что и так очевидно: партнеров нет.

Слова: «Химкинский лес» в приводимых информагентствами сообщениях о встрече так и не прозвучали. Возможно, премьер и банкир не видят связи между судьбой леса и странным поведением ЕБРР.

Между тем, еще в октябре прошлого года ЕБРР и ЕИБ (Европейский инвестиционный банк) подали российским властям недвусмысленный сигнал того, что они «ждут новых вариантов реализации приостановленного проекта трассы». Иначе говоря, финансирования строительства через лес не будет. Из чего вытекало, что переговоры будут заморожены, и химкинский участок, финансируемый бюджетом и двумя госбанками, может стать единственным участком новой дороги.

Действительно, скандал вокруг вырубки леса приобрел в Европе такую огласку, что формальное неучастие европейских банков в финансировании именно вырубки уже не позволял им присоединиться к проекту в целом. Игры с «хорошей» и «плохой» частью единого проекта европейские экологи и предприниматели отыграли уже много десятилетий назад. То, что, Химкинский лес составляет всего 1% от всей трассы – аргумент в пользу вырубки для российских чиновников, но не для европейских экологов, ссориться с которыми и ЕБРР, и органам Евросоюза – себе в убыток.

Тогда же, по сообщению «Ъ», Еврокомиссия («министерство» Евросоюза) по вопросам участия структур ЕС в финансировании внешних проектов перевела проект финансирования трассы из активной стадии в неактивную. Так уж случилось, что не только в России государство является акционером крупнейших банков и имеет своих представителей в их советах директоров, но и упомянутая Еврокомиссия – один из акционеров ЕБРР. Но и это не помешало российским властям объявить о том, что приостановленный проект пойдет по утвержденному маршруту – через лес.

В январе этого года ЕБРР официально отказался от финансирования трассы. А за то, в чем отказался участвовать ЕБРР, не возьмется уже ни один серьезный европейский банк: та еще бюрократия в демократической Европе.

Экологи заявили о победе. Чиновники ориентировались на заявления, вроде того, что сделал представитель ЕБРР в Москве Ричард Уоллис для РБК daily: ««Это не совсем верное толкование нашей позиции. Решения отказаться от участия в этом проекте не было, как, впрочем, и решения об участии в нем».

«Банкиры – тонкие политики, поэтому они увиливают от официальных признаний, при этом ясно давая понять, что инвестиций от них этот проект не получит, – прокомментировал это заявление эколог Ярослав Никитенко. – В любом случае, отказ банка означает, что химкинский проект – грязный, и банк даст это понять другим международным организациям».

Но наши чиновники за границей не бывали, с европейскими коллегами не общались и не знают, что фраза: «Мы подумаем» означает предложение отправиться в пешее эротическое путешествие.

Первый зампред правления госкомпании «Российские автомобильные дороги» («Автодор») Сергей Кельбах сетует на то, что представители Всемирного фонда дикой природы (WWF) отказались войти в комитет по экомониторингу (при «Автодоре») «по принципиальным соображениям». Не понимая, что отказ WWF сотрудничать с какой-то структурой – приговор этой структуре в глазах Европы. А премьер-министр и глава Сбербанка обмениваются недомолвками по поводу позиции ЕБРР, опуская суть и причины конфликта. Говорят как о ребенке, дескать, одумается, вернется, мы все простим.

Альберт Акопян