| 21.09.2011 16:11

Алексей Ярошенко, Гринпис: Заключение о ситуации с Химкинским лесом по состоянию на 20 сентября 2011 года

Представляем вашему вниманию выводы лесного эксперта Гринпис Алексея Ярошенко по результатам вчерашнего осмотра Химкинского леса.

Yaroshenko1.jpg 

20 сентября 2011 года представители Гринпис России, Движения в защиту Химкинского леса и заинтересованные жители Москвы и городского округа Химки обследовали трассу планируемой платной скоростной автомагистрали Москва - Санкт-Петербург в пределах Химкинского леса. Неделей ранее аналогичное обследование было проведено на участке этой трассы, проходящей по лесам на территории Солнечногорского района Московской области. Кроме того, в течение последнего года неправительственными природоохранными организациями осуществлялся дистанционный мониторинг работ, связанных с расчисткой лесных участков и строительством трассы, с использованием доступных материалов космической съемки.

По результатам обследований и дистанционного мониторинга можно сделать следующие выводы.
1. Главной фактической целью работ в Химкинском лесу и его окрестностях является не само строительство скоростной платной автомагистрали, а подавление активности гражданского общества, имеющей огромное прецедентное значение в масштабах страны.
Об этом свидетельствует следующий факт. Наиболее сложными в технологическом отношении участками будущей автомагистрали, что неоднократно отмечалось в том числе проектировщиками, являются два объекта - Бусиновская развязка на МКАД и мост через Канал имени Москвы. Время, необходимое для строительства этих объектов, оценивается по меньшей мере в 36 месяцев. Остальные участки, в том числе те, которые проходят по незаконно выведенным из состава лесопарковых зон землям, в технологическом отношении значительно более просты, и для их строительства требуется время, не превышающее 24 месяцев.
Строительство в первую очередь Бусиновской развязки и моста через Канал имени Москвы позволяло добавить еще как минимум один год на выбор оптимального варианта прохождения трассы в пределах городского округа Химки без увеличения общего времени, необходимого для строительства автомагистрали. Существует как минимум три альтернативных варианта прохождения трассы по этой территории от моста через канал, причем из них только один, самый дорогой, длинный и имеющий наибольшее число поворотов, ведет к уничтожению Химкинского леса.
Несмотря на это, в настоящее время основные работы по строительству автомагистрали ведутся именно на тех участках, которые были незаконно выведены из состава лесопарковых зон и других защитных лесов, а также на месте ближайшей к каналу имени Москвы развязки. Признаков подготовки к реконструкции Бусиновской развязки и к строительству моста через канал при обследовании не обнаружено.
Таким образом, в настоящее время основные усилия строителей направлены не на то, чтобы построить в кратчайшие сроки наиболее сложные объекты автомагистрали, а на то, чтобы построить те объекты, которые делают выбранный Правительством РФ вариант безальтернативным. Наиболее вероятным объяснением этого является нежелание органов государственной власти Российской Федерации допускать прецедент успешной борьбы граждан за свои законные права на благоприятную окружающую среду.
2. Несмотря на то, что работы в Химкинском лесу ведутся практически беспрецедентными для российского дорожного строительства темпами, Химкинскому лесу пока не нанесен ущерб, исключающий возможность его восстановления.
В настоящее время вырубленная и расчищенная территория трассы занимает около 6% от совокупной площади Химкинского леса. На этой территории проведена полная расчистка и раскорчевка участка, снятие верхнего слоя почвы, строительство технологических дорог, а на части протяженности трассы - отсыпка песчаного полотна. В пределах основной части Химкинского леса (расположенной к югу от реки Клязьмы) прорублена и расчищена полоса трассы шириной сто метров, за исключением отдельных участков, где рубки вышли за пределы стометровой полосы (см. ниже). На левобережье Клязьмы в пределах городского округа Химки, и в Солнечногорском районе, вырублены также отдельные участки в местах расположения предполагаемых развязок.
В настоящее время массив Химкинского леса разделен трассой, с учетом разрушения лесной перемычки вблизи поселка Вашутино, на четыре части, включая две крупные. В такой конфигурации сохранение основных природных функций и биологического разнообразия леса в течение короткого времени (необходимого для прекращения строительства и рекультивации нарушенных земель) все еще возможно. Расчистка земель под планируемые в пределах Химкинского леса развязки, создание которых неизбежно приведет к гибели наиболее ценных лесных экосистем, пока не начата.
Таким образом, в случае прекращения работ по строительству скоростной платной автомагистрали через Химкинский лес на данной стадии, экосистема Химкинского леса может быть восстановлена почти в полном объеме после технической и биологической рекультивации нарушенных при строительстве земель.
3. Заявления должностных лиц о том, что при строительстве платной скоростной автомагистрали будут предприняты максимально возможные меры по сохранению прилегающих лесов, а нанесенный ущерб будет компенсирован посадками нового леса, оказались не соответствующими действительности.
Мониторинг ситуации на территории бывшего Лесопаркового защитного пояса Москвы показал, что никаких "компенсационных посадок" нового леса взамен вырубленной при строительстве автомагистрали участков лесопарковых зон и других защитных лесов в Подмосковье произведено не было. Ни одного нового участка вновь высаженного леса сколько-нибудь существенной площади (сопоставимой с вырубленной) на землях, не занятых ранее лесом, в пределах бывшего Лесопаркового защитного пояса Москвы или прилегающих к нему территорий не появилось. При этом площадь лесов, доступных для отдыха граждан, в ближнем Подмосковье продолжает сокращаться за счет застройки, огораживания, и за счет предоставления лесных участков в аренду для тех видов пользования, которые подразумевают возможность застройки.
Обследование территорий, прилегающей к строящейся трассе в Солнечногорском районе, показал, что в ряде мест грунт, пни и порубочные остатки строителями вывозятся на соседние лесные участки, в том числе на вырубки прежних лет, что ведет к уничтожению находящихся там молодняков, повреждению почвенного покрова и захламлению территории.
Повсеместно вдоль оси трассы древесина, заготовленная при расчистке участка, сложена в штабеля на границе леса и в таком виде брошена. На участках, проходящих через насаждения с участием ели, оставленная древесина стала субстратом для массового размножения короеда-типографа, который к настоящему времени расселился на прилегающих к трассе участках и вызвал сплошное или очаговое (в зависимости от состава и состояния насаждений) усыхание ели. Наиболее сильное усыхание наблюдается в непосредственной близости от аэропорта Шереметьево и в Солнечногорском районе.
На участках трассы, проходящей через Химкинский лес, в ряде мест наблюдается перекрытие путей стока поверхностных вод насыпями технологических дорог или самим полотном строящейся трассы. Несмотря на относительно сухой год, на некоторых участках уже наблюдается скопление воды. Весной перекрытие путей стока поверхностных вод, если оно не будет ликвидировано, неизбежно приведет к гибели участков леса в результате вымокания.
На отдельных участках трассы наблюдается рубка единичных деревьев вне полосы отвода, а также заезды техники в лес с повреждением почвенного покрова.
4. Действующее российское законодательство по-прежнему не допускает строительства автомагистрали через Химкинский лес в соответствии с выбранным Правительством РФ вариантом.
Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" разрешает перевод земельных участков из состава защитных лесов (в том числе лесопарков, как в случае с Химкинским лесом) для размещения объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов.
В данном случае имеются другие варианты возможного размещения этих объектов, или, по крайней мере, они имелись на момент принятия решения о переводе земель из состава защитных лесов под строительство трассы. Факт наличия альтернативного варианта строительства дороги был подтвержден, в частности, Президентом Российской Федерации Д.А.Медведевым. 8 июня 2011 года во время встречи с представителями российских неправительственных природоохранных организаций он, в частности, сказал следующее (цитируется по официально опубликованному протоколу встречи): "Ведь мы же с вами понимаем, почему эта ситуация вокруг Химкинского леса сложилась. Просто потому, что, скажем прямо, Москва в тот период не дала реализоваться альтернативному сценарию, который был предложен Правительством Российской Федерации. Москва сказала «нет»".
Факт наличия другого варианта размещения трассы на момент принятия решения о ее размещении, официально подтвержденный Президентом, делает вывод земельного участка из состава лесопарковой зоны (Химкинского лесопарка) незаконным, противоречащим требованиям Федерального закона от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую". Таким образом, все последующие действия, связанные с расчисткой этого участка и началом строительства автомагистрали, являются незаконными.
В связи со всем вышеизложенным, для обеспечения законных прав граждан на благоприятную окружающую среду и восстановления законности на территории бывшего Химкинского лесопарка, необходимо незамедлительно прекратить любые работы, связанные со строительством платной скоростной автомагистрали, и приступить к выбору альтернативного варианта ее размещения.

Комментарии

26.09.2011 - 14:44 | Евгений

Как всегда, четкие и аргументированные выводы Алексея Ярошенко.
Но, кроме "просвещения" народа, нужны эффективные предложения по изменению ситуации в положительном направлении...

22.09.2011 - 03:48 | Юлия

Медведев позорно крышует застройщиков Химкинского леса. Теперь, говорит, уже поздно! А проблема-то до него была доведена до того, как вырубили просеку!!! я из химок сбежала - противно, а теперь из страны бежать хочется, потому что президент Медведев и Единая россии вызывают брезгливость и отвращение и презрение. А в Марьино как сидели депутаты-едроссы главами управляющих ЖКХ-контор, так и сидят (Розенберг (Аква-Холдинг) и Федоров (РИФ ООО)) И не стыдно же писать на каждом углу, что вонючие резиновые детские площадки сделала Единая Россия! Это же прежде всего члены единой россии получили госзаказ и хорошо заработали!!! Что, население им совсем лохами кажутся?!!!

22.09.2011 - 01:08 | Cергей Ролев

На Старбеевском поле Мостоотряд 90 монтирует мостовой кран. Как можно было это не заметить? С точки зрения обывателей (здравого смысла) выбранный вариант наиболее логичен. Ущерб от данной стройки приближается к 1 триллиону рублей независимо от выбора варианта, так как сам проект есть преступная растрата бюджета независимо от выбора варианта.

21.09.2011 - 13:42 |

Сильный вывод...можно и в ЕСПЧ обращятся с такими выводами.