Новости Важное Поддержите нас Контакты Реклама на сайте

| 17.06.2016 12:59

Эксперты в пух и прах разнесли проект ЦКАД

16 мая в Общественной палате РФ состоялся круглый стол по проблемам ЦКАД, который организовали член ОП Георгий Федоров и представительница Экологического союза Елена Родина.

На круглом столе был, можно сказать, "аншлаг" - людей пришло так много, что даже мест не всем хватило.

Вначале Федоров пояснил, что обсуждение организовано из-за многочисленных обращений жителей Московской области в связи с началом строительства ЦКАД.

Родина рассказала, что из всех имеющихся вариантов проложения трассы принят наиболее губительный для экологии (65% дороги идет по лесам, и придется вырубить 5-6 тыс. гектаров деревьев) и самый дорогостоящий проект. Кроме того, на этапе его утверждения был совершен служебный подлог: подменена страница заключения - и вместо "отклонить проект" получилось "рекомендовать проект к реализации". (Данные документы опубликованы здесь.) Таким образом, ЦКАД строится на основе сфальсифицированного заключения. Родина сказала, что в Подмосковье и так существуют два незамкнутых дорожных кольца - малая и большая "бетонки", их просто нужно реконструировать, это будет и дешевле, и экологичнее. Зачем строить третье, к тому же платное кольцо из средств Фонда национального благосостояния?!

Старший научный сотрудник Института водных проблем Юрий Медовар сказал, что ситуация с водными ресурсами в Подмосковье и так критическая из-за вырубки лесов - уровень грунтовых вод падает, из колодцев вода уходит, а главное - что будет дальше с водоснабжением Москвы, если все его источники истощаются? Медовар привел в пример Волгу, которая из-за уничтожения лесов по ее берегам обмелела в два раза, став непригодной для судоходства.

Директор лесной программы "Гринпис" Алексей Ярошенко заявил, что строительство ЦКАД приведет к фрагментации и гибели лесов вокруг Москвы, а также к привлечению населения и дальнейшему росту московской агломерации, что недопустимо.

Об этом заявляли многие участники круглого стола, говоря, что Москва разрастается, как раковая опухоль, обескровливая регионы. Сколько можно раздувать столицу, пора инвестировать в другие регионы, развивать всю огромную страну, которая сейчас деградирует и нищенствует, строить там дороги и создавать рабочие места. Перенаселенные Москва и область не испытывают в этом ни малейшей потребности. А новая стройка - это новые миллионы неквалифицированных мигрантов из ближнего зарубежья и новые приезжие из других российских регионов, которые оставляют свои города без активного и трудоспособного населения. Например, с Дальнего Востока люди уезжают десятками тысяч. А в Московском регионе, на 0,27% территории России, уже сейчас живет 15-20% населения, и рост продолжается огромными темпами. Если он будет идти на том же уровне, что и сейчас, то в ближайшие 50 лет в Москву и Подмосковье переедут 70% россиян (100 млн человек) плюс мигранты.

Экономист Борис Кагарлицкий выступил коротко и очень дельно. Он сказал, что экономисты - в целом за строительство дорог, но в данном случае был принят наихудший вариант, если рассматривать ЦКАД как главный транспортный узел европейской России. Потому что строить дорогу надо не в обход Москвы, а в обход Московской области, подчеркнул Кагарлицкий. Это приведет к развитию соседних с Подмосковьем депрессивных областей, которым нужны и инвестиции, и рабочие места. Здесь же имеет место чисто коррупционный выбор варианта трассы - поскольку земля в Подмосковье гораздо дороже, чем, например, в Тверской области."У нас парадоксальная ситуация, - сказал Кагарлицкий, - из всех возможных вариантов всегда принимается самый дорогой". А экологические проблемы всегда приводят в итоге к экономическому упадку, подчеркнул Кагарлицкий.

Представитель подмосковной Общественной палаты, эксперт Пробок.Нет Андрей Мухортиков заявил, что на самом деле ЦКАД не слишком повредит экологии, так как под нее вырубят всего 0,25% лесов Московской области. По его мнению, проект способствует экономическому развитию региона. так как создаст порядка 200 тыс. рабочих мест. В общем, проект очень полезен для Подмосковья, сказал Мухортиков, и если Общественная палата РФ примет резолюцию, направленную против его реализации, то "мы все уподобимся госпоже Чириковой". При этих словах в зале поднялся возмущенный шум, так как большинство присутствовавших знают Евгению Чирикову лично, а не по пропагандистским фильмам НТВ - чего Мухортиков, очевидно, не учел. Ведущий стола был вынужден сделать Мухортикову замечание. 

Впрочем, основного противоречия в выступлении данного "эксперта" за "наездом" на Чирикову почти никто не заметил: как это могут быть вырублены всего 0,25% лесов и при этом созданы 200 тыс. рабочих мест? То есть Мухортиков, очевидно, не желая того, выдал главную цель проекта, коей является застройка прилегающих к ЦКАД территорий.

Забегая вперед, скажем: Елена Родина в конце мероприятия это подтвердила - на этапе обсуждения и принятия проекта ЦКАД, в 2008 году, Министерством транспорта РФ открыто заявлялось, что он приведет к созданию крупнейшего таможенно-логистического узла России.

Что касается якобы небольших потерь леса, то это не так, заявили экологи, в частности эксперт ОНФ Антон Хлынов. Уже сейчас лесистость территорий, которые оказываются внутри ЦКАД, составляет менее 30% при минимально необходимом показателе 40-45%. Прокладка дороги приведет к дальнейшей фрагментации и гибели леса, а затем все окружающие территории будут застраиваться складами и жильем. Таким образом, вся территория внутри нового кольца грозит превратиться в сплошной мегагород, аналогов которому в мире нет. И никаким лесовосстановлением где-то за 100 км от этих мест москвичам и жителям Подмосковья нельзя будет компенсировать утраченный рядом с их домами лес.

Хлынов упомянул закон о "Зеленом щите", одним из инициаторов которого он был. Подмосковью нужен этот проект, а не ЦКАД, который разрушит его.

С яркой речью выступил депутат Солнечногорского района Дмитрий Трунин. Он сказал, что все те же аргументы, которые приводятся в пользу строительства ЦКАД, уже озвучивались во время скандальной прокладки трассы М11 через Химкинский лес. И что в итоге? Дорога никому не нужна, а лес уничтожен, а на обещанном лесовосстановлении кто-то просто украл 2 млрд рублей. Но все, кто причастен к данному преступлению, все равно ответят. Речь Трунина потонула в овациях.

Видео Натальи Беловой:

Эколог Мария Семенцова показала свежие космоснимки Московской области, из которых следует: сейчас уже под ЦКАД вырублено порядка 500 гектаров лесов, то есть почти 10% от планируемого.

Обсуждение продолжалось почти три часа, однако выступить смогли далеко не все, кто хотел. Но времени уже не было, и пришлось заканчивать мероприятие. Общественная палата пообещала направить в правительство РФ и ГК "Автодор" обращение о необходимости заморозки строительства ЦКАД как вредоносного, социально опасного и коррупционного проекта, грозящего катастрофическими последствиями Москве и Московской области.

Вот такая резолюция была подготовлена.

И напоследок участники круглого стола заявили: вполне вероятно, что с Центральной кольцевой автодорогой получится так же, как с парламентским центром, который строили, строили... да и прекратили строить, так как никто из чиновников не захотел туда переезжать, да и деньги закончились. В общем, тоже неплохой вариант.