Новости Важное Поддержите нас Контакты Реклама на сайте

| 11.03.2011 11:01

Обещанные компенсации вырубки Химкинского леса - обман. Заявление коалиции "За леса Подмосковья"

Ниже мы публикуем заявление коалиции ведущих российских экологических организаций "За леса Подмосковья" по ситуации с "компенсациями".

logos.jpg 

Компенсировать ущерб окружающей среде от уничтожения Химкинского леса при строительстве скоростной платной автомагистрали невозможно


28 февраля и 2 марта 2011 года в Федеральном агентстве лесного хозяйства прошли рабочие встречи (в формате совещаний чиновников без участия независимых экспертов) по вопросам компенсационных посадок леса в связи с планами строительства платной скоростной автомагистрали через Химкинский лес. Итоги встреч подтвердили вывод независимой экологической экспертизы, проведенной в конце 2010 года: реальная компенсация вреда окружающей среде, который неизбежно будет нанесен при строительстве автомагистрали в соответствии с выбранным правительством вариантом, невозможна. В качестве компенсации уничтожаемого лесного массива фактически предлагается "зачесть" создание зеленых насаждений там, где они и так должны создаваться – в Химках: на городских пустырях, скверах, полосах отвода дорог, во дворах новых микрорайонов, а также восстановление лесов на прошлогодних гарях (см. http://www.rosleshoz.gov.ru/media/news/535)

При этом вместо качественного посадочного материала, который должен специально выращиваться для нужд озеленения, предполагается использовать выкапываемые в Химкинском лесу деревья и кустарники, которые в большинстве случаев для озеленения городских территорий просто не годятся.

Невозможность проведения компенсационных мероприятий, позволяющих в сколько-нибудь заметной степени снизить ущерб от уничтожения Химкинского леса, была установлена в ходе независимой экологической экспертизы проекта строительства скоростной автомобильной дороги Москва – Санкт-Петербург на участке 15-58 км. Невозможность компенсации ущерба от уничтожения Химкинского леса связана с двумя основными причинами:

а) уникальной для условий Московской агломерации природной ценностью и средообразующей ролью Химкинского леса и невозможностью искусственного создания аналогичного по природной ценности и средообразующей роли лесного массива;

б) отсутствием в пределах Московской агломерации свободных земельных участков, пригодных для создания лесного массива, аналогичного Химкинскому лесу по площади, устойчивости и защищенности от неблагоприятных внешних воздействий.

Химкинский лес обладает уникальной для Московской городской агломерации природной ценностью и устойчивостью, что обуславливается особенностями его истории. Химкинский лес существует практически в неизменных границах как минимум с 1797 года (когда его границы были впервые нанесены на официальные картографические материалы). Значительная часть территории Химкинского леса представлена старовозрастными дубравами семенного происхождения или лесами с высокой долей дуба, уникальными для бывшего лесопаркового защитного пояса Москвы как по структуре, так и по биологическому разнообразию.

Выработавшаяся на протяжении нескольких столетий возрастная и пространственная структура Химкинского леса обеспечивает его высокую устойчивость к неблагоприятным внешним воздействиям. В частности, катастрофическая засуха 2010 года, вспышки численности короеда-типографа и волны усыхания ельников конца девяностых годов ХХ века и конца нулевых годов XIX века, высокий уровень загрязнения воздуха и почвы на прилегающих территориях и другие неблагоприятные воздействия практически никак не отразились на состоянии и жизнеспособности экосистем Химкинского леса. Почти вся его территория, за исключением ничтожных по площади окраинных участков, находится в удовлетворительном санитарном состоянии. По совокупности природных ценностей и выполняемых лесом средообразующих функций Химкинский лес занимает второе место в пределах Московской городской агломерации после национального парка "Лосиный остров". Утрату столь ценного природного объекта в масштабах Московской городской агломерации компенсировать невозможно - даже при наличии свободных территорий для формирования лесного массива с сопоставимой природной ценностью требуется не менее двух столетий.

Химкинский лес фактически является городским лесом (лесным массивом, полностью находящимся в пределах Московской агломерации, и окруженным со всех сторон населенными пунктами, промышленными объектами и объектами инфраструктуры). Он находится в пределах пешеходной доступности от мест постоянного проживания примерно трехсот тысяч человек, и является ближайшим и наиболее доступным лесным массивом не менее чем для миллиона человек. Свободных земель, позволяющих в порядке компенсационных мер сформировать крупный жизнеспособный лесной массив, сопоставимый по площади с Химкинским лесом, на расстоянии до двадцати километров от нынешних границ Химкинского леса нет. Таким образом, утрата именно доступного леса как рекреационного объекта и самоподдерживающегося компонента природной среды для как минимум миллиона человек неизбежно будет необратимой. Создание фрагментарных зеленых насаждений даже равной площади не компенсирует утрату ценной рекреационной территории, поскольку фрагментарные зеленые насаждения не могут обеспечить аналогичный уровень защиты отдыхающих от шума, пыли, вредных газообразных веществ и других факторов неблагоприятного воздействия городской среды на человека.

В случае строительства платной скоростной автомагистрали в соответствии с вариантом прохождения оси трассы, выбранным Правительством РФ, Химкинский лес будет разделен на группу отдельных массивов и фрагментов леса. Примерно половина нынешней территории леса войдет в состав двух относительно крупных массивов, потенциально способных к длительному самостоятельному существованию, но обладающих при этом значительно меньшей биологической устойчивостью, чем Химкинский лес в его нынешнем виде. Вторая половина нынешней территории леса будет уничтожена при прокладке трассы и разбита на отдельные изолированные фрагменты, слишком мелкие для эффективного противостояния неблагоприятным краевым эффектам и обреченные на быструю деградацию. В наибольшей степени от прокладки трассы пострадает наиболее ценная в биологическом отношении и одновременно с этим наиболее доступная для большинства граждан южная часть Химкинского леса. Отсутствие свободных земель, прилегающих к границам Химкинского леса, не позволяет увеличить площадь фрагментов леса, образующихся при прокладке автомагистрали. Фактически Химкинский лес как единый природный комплекс, обладающий уникальной для Московской городской агломерации природной ценностью, при данном варианте строительства трассы будет неизбежно уничтожен.

Таким образом, учитывая географические и климатические условия Ближнего Подмосковья, степень и характер его заселенности, сложившуюся производственно-инфраструктурную ситуацию, какие-либо компенсационные мероприятия не способны снизить колоссальные потери от предполагаемого уничтожения Химкинского леса, так как:

— они не позволяют создать именно лесной массив, хотя бы примерно аналогичный Химкинскому лесу по территории и степени защищенности от неблагоприятных внешних эффектов, из-за отсутствия необходимых для этого свободных земель;

— они не позволяют создать лесной массив, близкий к Химкинскому лесу по биологическому разнообразию, уровню устойчивости и средорегулирующему потенциалу, потому что для формирования подобного массива необходимы как минимум десятки лет;

— они не позволяют создать условия для отдыха граждан, аналогичные тем, которые есть сейчас в Химкинском лесу, потому что фрагментарные зеленые насаждения не обеспечивают такой же уровень защиты отдыхающих от шума, пыли и других факторов неблагоприятного воздействия городской среды на человека.

Более того - рассматриваемые в настоящее время компенсационные мероприятия лишь ухудшат экологическую ситуацию в городском округе Химки и на прилегающих территориях. Для эффективного озеленения городов необходимо использовать специально выращиваемый посадочный материал, обладающий качествами, позволяющими приживаться и развиваться в условиях агрессивной для растений городской среды. Использование вместо него "дичков" - деревьев и кустарников, выкопанных в естественном лесу и развивавшихся в совершенно иных природных условиях - неизбежно приведет к тому, что и лес будет уничтожен, и здоровые зеленые насаждения в Химках и окрестностях не появятся.

Таким образом, единственными реальными результатами выполнения этих компенсационных мероприятий будут бесполезное расходование немалых бюджетных средств и вольный или невольный обман российских граждан и международного сообщества.

Гринпис России
Движение в защиту Химкинского леса
Всемирный фонд дикой природы (ВВФ) России
Социально-Экологический союз
Союз охраны птиц России
Центр охраны дикой природы России

Наш комментарий

Итак, 28 февраля и 2 марта 2011 года в Рослесхозе прошли рабочие встречи с представителями Минтранса России, Правительства Московской области, Муниципалитета городского округа «Химки» по вопросам проведения компенсационных посадок леса. Вот что конкретно говорится на сайте Рослесхоза:

"Представитель Муниципального городского округа «Химки» заверил участников встречи о готовности предоставить для целей компенсационного озеленения около 500 гектар городских земель. Это пустыри, скверы, полосы отвода вдоль канала и автодорог, дворовые территории новых микрорайонов, на которых целесообразно создать зеленые насаждения. В первую очередь на цели озеленения планируется  использовать молодые деревья, подрост и подлесок, которые будут пересажены с трассы строящейся автодороги через «Химкинский лес».

Кроме того Рослесхоз рассмотрит возможность предоставления 200 гектаров земель лесного фонда, пострадавших от пожаров 2010 года, для создания на них лесных культур".

destruction.JPG 

Существующие зеленые насаждения уничтожаются в Химках с ужасающей скоростью

Таким образом, первоначальные заявления сторонников варварского проекта, которые до сих пор цитируются даже Интерфаксом: "на северном участке Москвы в районе МКАД будут высажены 500 га леса взамен вырубленных 100 га под строительство трассы" - оказались ложьюНикаких дополнительных зеленых массивов на севере Москвы создавать не планируется.  А идея выделить 500 га в Химках  - ничего, кроме смеха, вызвать не может у любого, кто хоть немного знаком с ситуацией в этом городе. Свободных земель такой площади там просто нет. Получается, что существующий скверик или лужайка во  дворе дома - объявляется компенсацией за потерю сотен гектар здорового леса. Тем более, что существующие и вполне здоровые зеленые зоны в Химках в настоящее время варварски уничтожаются - это видно на примере Левобережной дубравы и Станции юннатов.

Ну а предложение "компенсировать" вырубку здорового леса "восстановлением" леса на гарях - который был потерян именно благодаря нерадивости Рослесхоза и восстановится сам, если ему не мешать - является просто верхом цинизма.

Комментарии

10.05.2011 - 06:46 | Вадим

В общем ясно только одно - в правительстве сидят люди, не думающие ни о каких последствиях. Им на все наплевать - всё решают только деньги. И богатеют они за счет принимаемых беззаконных решений. Всё отобрали, теперь воздуха нас хотят лишить. Высосут всю Россию и слиняют, оставив после себя пустошь, на которой невозможно будет жить.

11.03.2011 - 12:08 |

Мы все вообще надо сказать слабо в их планы входим, не более того как для вас 10 тысяч бомжей.....но молчать нельзя иначе будет еще хуже.

11.03.2011 - 10:18 | Хафис

"ЛЕС РУБЯТ - ЩЕПКИ ЛЕТЯТ!"
Друзья не надо быть наивными и не надо верить, что нас поймут и прекратят это бандитское беззаконие и преступный произвол!
" У них всё уже подсчитано и поделено !".
А гражданское общество в планы боевой спец.операции не входит.

11.03.2011 - 08:30 | житель

В "Дубках" ещё и строительство ледового дворца предполагается и, наверняка, с вырубкой деревьев. А обрезка по городу уже идёт полным ходом и это при ночных морозах, остаются одни стволы.