Новости Важное Поддержите нас Контакты Реклама на сайте

| 21.10.2015 12:18

Почему в России нет экологического страхования?

Закон об обязательном экологическом страховании зреет в недрах российской Госдумы с 1994 года. В 2002, 2013 и 2014 годах предпринимались попытки его доработать. Но инициативы успехом так и не увенчались. Экологическое страхование пытались вменить владельцам опасных производственных объектов (ОПО) в 2011 году. Однако в финальной версии закона об обязательном страховании ответственности владельцев ОПО норма, связанной с экологией, оказалась "утерянной". На сегодняшний день основных причин отсутствия в России экологического страхования две.

Отсутствуют методики расчётов

Законодатели не могут определиться с тарифами экологического страхования, а также с методами количественной оценки ущерба окружающей среде, заявляя, что экологический ущерб напрямую не затрагивает чьи-то имущественные интересы.

К примеру, чтобы рассчитать каско на автомобиль, нужно умножить рыночную стоимость последнего на риск утраты или повреждения транспортного средства, выраженный в процентах: www.inguru.ru/kalkulyator_kasko/stat_rasschitat. Определить цену "природы" и риск ее утраты не так просто. А исчислять экологический ущерб исходя из стоимости приведения природного объекта в первоначальное состояние также не всегда возможно. Как рассчитать "каско" на столетнюю голубую ель в чаще леса? Её ценность определяется в первую очередь красотой, а риски – вероятностью лесного пожара или незаконной вырубки.

Для тарификации договоров экологического страхования эксперты предлагают ввести определённые нормативы, как это сделано в сфере "автогражданки" или ОСОПО. В настоящее время ОСАГО можно приобрести по тарифам, "привязанным" к убыточности страхового вида: www.inguru.ru/kalkulyator_osago/stat_online. При этом размер выплаты по ущербу здоровью пострадавшим в ДТП "оторван" от Гражданского кодекса и установлен в форме нормативов для каждого вида травм. К примеру, за повреждение носа (читай - "почвы") платят 25 тысяч рублей, позвоночника (читай - "дерева") полагается выплата до 75 тысяч рублей.

Похожий порядок действует не только в сфере ОСАГО. Онлайн купить можно, к примеру, полис страхования ответственности владельцев танкеров за загрязнение моря перевозимой нефтью (ТОВАЛОП). За каждую тонну сырой нефти, оказавшуюся в море, страховая компания владельца танкера обязана выплатить 160 долларов, но не более 17 миллионов. Сумма эта определена "на глазок".

Сложно привлечь к ответственности

В России нет действенного механизма привлечения юридических и физических лиц к ответственности за причинение вреда окружающей среде. Установить источник крупных экологических убытков достаточно легко, а вот найти и привлечь к ответственности мелких нарушителей экологического законодательства непросто. Поэтому и страховать необъятные неохраняемые пространства нашей Родины страховщики не торопятся. Уж очень высок риск их повреждения.

К примеру, в КоАП РФ существует статья 8.6 "Порча земель". Весной и осенью сотрудники ГИБДД задерживают тысячи грузовых автомобилей, владельцы которых перевозят незаконно снятый в полях и лесах плодородный слой почвы для продажи "с колёс" дачникам и жителям сектора частной застройки. Водителей штрафуют, груз изымают. Однако львиная доля таких правонарушений не выявляется.

Для решения этой проблемы эксперты предлагают "немецкий" вариант: выплачивать неравнодушным гражданам премию за сообщение о факте нарушения экологического законодательства и/или предоставление соответствующих доказательств – фото- и видеоматериалов. В Европе подобная практика широко распространена и приносит хорошие результаты.

Как видим, пути решения проблем в сфере экологического страхования России существуют. Не хватает лишь политического решения, которое может появиться после возникновения в стране очередной серьезной экологической катастрофы, полагают эксперты.

Теги: 
Тематика: