| 27.05.2008 23:07

"Трасса Москва-Питер" пройдет по живому..."

Трасса Москва-Питер пройдет по живому

Анна Гараненко - "Известия"

Строительство первого в России полноценного хайвэя - платной дороги Москва-Санкт-Петербург - должно начаться в этом году. В июне завершается конкурсная процедура по выбору инвестора - об этом "Известиям" рассказали в Росавтодоре. Впрочем, как минимум один неожиданный эффект от дороги уже есть: ее проект стал катализатором гражданского движения в защиту экологии. Начавшись со скандала местного масштаба - митинга в защиту Химкинского леса, на который пришло 200 человек ("Известия" писали об этом 27.06.2007), - продвижение проекта теперь привычно сопровождается крупными акциями, а количество подписей под обращениями к президенту выросло до 11 тысяч.

Проблема в том, что в попытке сэкономить проектировщики проложили трассу аккурат посередине Химкинского лесопарка - уникального природного комплекса, подмосковного аналога Лосиного Острова. Более того, зарезервировали под "строительство транспортной инфраструктуры" по 3 (!) километра с каждой стороны дороги, что фактически означает уничтожение леса. "Известия" попытались разобраться, почему минимизация расходов на строительство трассы-мечты так упорно происходит за счет остатков подмосковной природы.

"Кровавые" пятна на деревьях

Идее платной дороги между двумя столицами в этом году исполняется 5 лет. Она возникла в 2003 году, когда власти Подмосковья задумались об "устойчивом градостроительном развитии" области. В 2004 году предложение о создании "взрослого" хайвея получило поддержку на самом верху - появилось поручение президента, а трасса была включена в программу модернизации транспортной системы России до 2010 года. Короче, важная дорога, непростая.

Трасса должна пройти от Бусиновской развязки на МКАД, "перепрыгнуть" через Канал имени Москвы, миновать Химки, Солнечногорск, Клин, а потом соединиться с существующей трассой Москва-Питер в районе деревни Ямуга в 150 километрах от Москвы. Ожидается, что по этой дороге можно будет добраться до Санкт-Петербурга всего за 5 часов, если ехать со скоростью 150 км в час. Сейчас речь идет о строительстве первого участка - от МКАД до будущего аэропорта "Шереметьево-3", а затем до Солнечногорска.

О близком пришествии "большого тракта" жители химкинских окраин узнали случайно - обнаружив в дубраве красные пометки на деревьях. "Кровавые" пятна на лесе уходили в сторону аэропорта "Шереметьево".

- Сначала мы подумали, что это лыжню наметили, - рассказывает Михаил Матвеев, возглавляющий инициативную группу защитников леса. - Затем Женя, моя жена, залезла в интернет и обнаружила там постановление о строительстве трассы. Когда мы сопоставили текст постановления с картой, то поняли, что Химкинского леса, где поколениями гуляли все химчане, просто не станет: с каждой стороны будущей дороги зарезервировано по 3 километра под "транспортную инфраструктуру". Мы понимаем, что дорога - вещь нужная. Но пусть хоть кто-нибудь внятно объяснит нам, почему трасса минует все помойки, промзоны и даже аккуратно обходит заброшенный пионерлагерь, забирая под себя только территорию леса?

Налево пойдешь - свалки найдешь, направо пойдешь - жилье найдешь. Остается один путь - через лес

Разгадка выбора трассы проста - деньги. В самом начале проекта, в 2005 году, когда комиссия выбирали коридор для дороги, существовало три варианта. Первый - параллельно Ленинградке - отвергли потому, что это "потребует выноса большого количества коммуникаций, идущих параллельно действующей автомагистрали", и вообще - "сложно технически и технологически". Второй - через Молжаниново - подходил идеально. Но эти земли принадлежат Москве, а она собирается строить здесь жилой район и гольф-поля. Как сказано в Акте выбора земельного участка, подписанном замглавы Химкинского района по строительству, архитектуре и землепользованию Поздневым, "московской городской администрацией в прохождении трассы автомагистрали по данному варианту категорически отказано". Остался третий вариант - через лес. Как самый дешевый и не требующий сложных переговоров. Многовековые деревья - существа хоть и живые, но молчаливые.

- Проектирование дороги Москва-Санкт-Петербург - большая и серьезная работа, которая заняла несколько лет, - объяснила "Известиям" специалист отдела инфраструктуры Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области Наталья Гафт. - Мы анализировали все - каждый кусочек. Естественно, выбирали самый экономичный вариант. Проблема в том, что, пока идет проектирование, образуется огромное количество поселений, и первоначальная трасса вынуждена уходить куда-то в сторону... Конечно, на первый взгляд, кажется, все ужасно - 3 километра с каждой стороны дороги, все вырубается. Ничего подобного. Резервирование сделано для того, чтобы заложить "коридор". Если территория свободна, никто таких коридоров не закладывает. Если же она частично застроена, в этом коридоре будут искать возможности, где эта трасса может "просочиться". Но с самой трассой уже определились - ее полоса отвода составляет всего 100 метров. Сделан огромный том экологической оценки - предусмотрены экодуки (экологические проходы под дорогой для животных) по тем направлениям, по которым происходит сейчас миграция животных. Они будут достаточно широкие, почти в 60 м шириной.

"Все идет по плану"

В Росавтодоре "Известиям" подтвердили, что в июне будет выбран инвестор для строительства трассы и начнутся работы.

- Как будет проходить дорога - вопрос не к нам, а к собственникам земли - правительству Московской области, - прокомментировал пресс-секретарь Росавтодора Андрей Меньшов. - Мы дорогу только строим. Строительство идет по плану.

1000 заповедных гектаров

Химкинский лес - часть лесозащитной полосы Москвы. С момента строительства в 70-х годах в Химках высокотехнологичных закрытых военных предприятий этот лес служил буферной зоной завода, производившего крайне ядовитое вещество гептил, необходимое для создания ракетного топлива. Сейчас лес - это порядка 1000 гектаров зелени, в основном дубрава. Одно из последних мест Подмосковья, где обитают крупные животные: лоси и кабаны, а также черные и пестрые дятлы, сойки, ежи, белки. Периодически здесь можно увидеть цапель и крупных хищных птиц.

Комментарии

03.06.2008 - 11:20 | Лесник

Второй - через Молжаниново - подходил идеально. Но эти земли принадлежат Москве, а она собирается строить здесь жилой район и гольф-поля.
//////////////////////////////////////////А кому в Москве принадлежат эти земли?! И канал ТВЦ!?