Новости Важное Поддержите нас Контакты Реклама на сайте

| 14.03.2013 16:37

Замечания на проект местных нормативов градостроительного проектирования г.о. Химки

Вот какие замечания и предложения подготовил активист Алексей Дмитриев: 

Сейчас на рассмотрении Совета депутатов г.о. Химки находится проект "Местных нормативов градостроительного проектирования г.о. Химки".

Изучая этот проект, я составил ряд своих рабочих "заметок на полях". Посовещавшись с коллегами, решил опубликовать их здесь.
Жирным курсивом дан мой сопроводительный текст.
 
Замечания к проекту Местных нормативов градостроительного проектирования городского округа Химки Московской области (далее – Нормативы)
 
I. Зонирование территорий. Жилая застройка.
 
Пункт 1.2 Нормативов вступает в прямое противоречие с ч. 3 ст. 35 Градостроительного Кодекса РФ (далее – ГрК РФ), согласно которой в жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего (полного) общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, гаражей, объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду. В состав жилых зон могут включаться также территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства.
 
Указанным пунктом Нормативов на жилых территориях, числе прочего, допускается предусмотрено размещение:
 
 - объектов делового, коммерческого и общественного назначения;
 
которые согласно ч. 4 ст. 35 ГрК РФ, должны находиться в общественно-деловых зонах.
Введение данного не соответствующего федеральному законодательству норматива, фактически, создаст повод для застройки жилых зон офисными зданиями и торговыми центрами, что негативно отразится на качестве жизни местного населения и перегрузит внутриквартальную инфраструктуру, и является характерным примером «точечной» или «уплотнительной» застройки.
 
аналогичные нарушения выявлялись УФАС по МО в рамках проверки выделения трех земельных участков для ЗАО "Химкинское СМУ МОИС-1"
 
- объекты общего пользования, в том числе парки, сады, скверы, бульвары;
 
которые, согласно ч. 11 ст. 35 ГрК РФ должны находиться в рекреационных зонах.
Включение в состав жилых зон парков, скверов, садов и бульваров позволит искусственно занизить плотность населения в жилом районе, то есть обосновать отсутствие необходимости увеличения объектов социальной и транспортной инфраструктуры, а равно и дальнейшей жилищной застройки – что де-факто не только не решит нынешних критических проблем с состоянием застроенных территорий в Химках, но и создаст правовые препятствия в их решении, а также будет стимулировать легализацию незаконной застройки и ухудшение условий жизни местного населения.
 
у нас была такая ситуация с проектом планировки ЗАО "Химкинское СМУ МОИС-1" на ЖК "Весна": проектировщики прихватили кусок городского парка "Дубки" в границы проекта планировки, и рассчитывали плотность населения с этим безлюдным куском зелени. "Средняя температура по больнице" получалась втискивающейся в нормативы.
Проект предписан к отмене Главархитектурой (срок исполнения - 10 сентября 2012 г.). Не отменен.
 
 - объекты транспортной инфраструктуры;
 - объекты инженерного обеспечения;
 
которые, согласно ч. 7 ст. 35 ГрК РФ должны находиться в производственных зонах, зонах инженерной и транспортной инфраструктур.
 
То есть в зонах жилой застройки "можно" тянуть шоссе или строить автомойки, либо я что-то неверно понял.
 
Согласно действующему законодательству, в данной части Нормативы будут ничтожны, как противоречащие по содержанию нормам вышестоящего правового акта.
Вместе с тем, опыт градостроительной деятельности в Химках показывает, что даже формальное введение таких нормативов даст пусть и фиктивные, но основания для принятия решений о застройки жилых зон новыми жилыми домами, торговыми и деловыми центрами, автомойками и иными объектами капитального строительства. Хотя де-юре существуют правовые механизмы для оспаривания и отмены таких решений, де-факто сложившаяся в Химках практика (бездействие Администрации г.о. Химки и Химкинской городской прокуратуры, в конфликтных ситуациях занятие позиции застройщика) приведет к систематическому нарушению федерального законодательства и гарантированных законом прав жителей, а также создаст коррупционные условия для легализации незаконных построек, возведенных или возводимых согласно данным Нормативам.
 
II расчетные показатели
 
Скажу сразу: я не специалист по вопросам цифр и расчетных показателей. Допускаю, что мог чего-то не знать или не понимать - но при простом "обывательском" сличении и сравнении с вышестоящими актами выходит такое:
 
Таблицы 3 и 4 Нормативов, содержащие расчетные показатели потребности населения в территориях различного назначения в населенных пунктах (таблица 3) и озеленённых территориях (таблица 4) создают условия для нарушения прав населения на благоприятные условия жизни, а именно: необоснованно занижают потребности в озелененных территориях, которые и должны обеспечивать здоровую и благоприятную среду обитания.
Причем, согласно таблице 4 Нормативов, для микрорайонов с численностью от 3 до 15 тыс. человек расчетный показатель составляет 15,7 кв. м. на человека, тогда как для микрорайонов с численностью от 50 до 100 тыс. человек это уже 13,7 кв. м. на человека, а в перспективе (свыше 100 тыс. чел.) – 12,9 кв. м. на человека.
Возникает вопрос: почему с увеличением численности населения в микрорайоне потребность в озелененных территориях падает?
 
Для сравнения: согласно СНиП 2.07.01-89* (актуализированная редакция дана в СП 42.13330.2011) суммарная площадь озелененных территорий общего пользования должна быть 8 кв. м. на человека для малых (до 50 тыс. человек), 13 кв. м. на человека для средних (50 – 100 тыс. человек), и 16 кв. м. на человека для крупнейших, крупных и больших городов (более 100 тыс. человек).
 
Следует обратить внимание, что расчетный показатель потребности в озелененных территориях для микрорайонов с численностью населения более 100 тыс. чел. (что соответствует населению большого города) по Нормативам получается ниже, чем предусмотрено вышеуказанными федеральными СНиП: 12,9 кв. м. на человека в границах территории нормирования, 1,6 дополнительно в границах округа против 16 кв. м. на человека по федеральным нормам.
 
Неясно, почему, согласно табл. 3 расчетные потребности населения в территориях различного назначения в населенных пунктах уменьшаются пропорционально росту численности населения чем выше численность населения в микрорайоне – тем меньше кв. м. различных территорий устанавливается на человека, причем:
А) расчетный показатели потребности населения в территориях различного назначения в населенных пунктах меньше для многоэтажной жилой застройки, и больше для малоэтажной. Например, для малоэтажной или индивидуальной жилищной застройки в микрорайонах Новогорск, Планерная и Фирсановка показатель потребности в объектах здравоохранения – 0,34 кв. м. на чел. при 0,54 кв. м. на чел. для всего микрорайона, тогда как для жителей высотных домов Старых и Новых Химок этот же показатель будет уже 0,24 кв. м. на чел. при тех же 0,54 кв. м. на чел. для всего микрорайона.
Б) по мере роста численности населения по табл. 3 показатель потребности в озелененных территориях общего пользования падает: от 12,44 до 10,15 (в зависимости от этажности) кв. м. на чел. в микрорайонах с численностью населения от 3 до 5 тыс. чел. (Новогорск, Планерная и Фирсановка) против 10,94 до 9,90 кв. м. на чел. в микрорайонах с численностью населения свыше 100 тыс. чел.
В) С повышением этажности жилой застройки показатель потребности в озелененных территориях общего пользования по неясной причине снижается: например, в микрорайонах с численностью населения 50-100 чел. (Старые и Новые Химки) установлена цифра в 10,94 кв. м. на чел. для индивидуальной и малоэтажной жилой застройки против 9,90 кв. м. на чел. для многоэтажной.
 
Примечание: сегодня (12.03.2013) сравнил версию проекта, размещенную на сайте, с той, по которой работал я (полученной чуть раньше публикации). Обновил расчеты соответственно - причем, что характерно, в более ранней версии показатели потребности в озелененных территориях изначально были выше, тогда как в опубликованном на сайте проекте они снизились.
Если я все правильно понял, то даже в таком случае они не соответствуют вышестоящим нормативам, причем в худшую сторону.
 
III Новогорск
 
Отдельно следует обратить внимание на п. 3.6 Нормативов, согласно которым «При подготовке проектов планировки для территорий, расположенных в микрорайоне Новогорск допускается учитывать недостающие объекты, расположенные за его границей, но в границах городского округа с которыми он имеет общую границу.»
 
То есть, фактически, часть потребности населения Новогорска в различных объектах планируется переложить на другие микрорайоны – то есть создать на них дополнительную нагрузку, а в Новогорске попустительствовать застройке жильем, заведомо не предусматривающей необходимую инфраструктуру.
Метки: Алексей Дмитриев, Генплан, Правила землепользования и застройки, Химки
Места: