Новости Важное Поддержите нас Контакты Реклама на сайте

| 04.02.2010 14:05

Колесом по трупам? Активист Сергей Агеев подготовил доклад о массовых захоронениях заключенных в Химкинском лесу.

Публикуем доклад, подготовленный активистом Движения в защиту Химкинского леса Сергеем Агеевым.

Из истории строительства канала Москва - Волга 1933-1937 гг.: химкинский участок

Данный материал составлен на основе работ химкинских краеведов, публикаций в химкинской прессе, а также состоявшихся в 2006-2009 гг. личных бесед с очевидцами строительства канала и их потомками.

В 1932-1937 гг. химкинская земля оказалась в зоне строительства канала Москва – Волга. Это была одна из величайших строек эпохи 1930-х гг., крупнейшая стройка второй пятилетки. И одновременно – одна из крупнейших строек ГУЛАГа.

Строительство канала было поручено НКВД, а для организации работ создан Дмитровский исправительно-трудовой лагерь (ДмитЛАГ), центральное управление которого находилось в г. Дмитрове. Вдоль многокилометровой трассы протянулась цепь лагерных поселков, в которых разместили заключенных – "каналоармейцев".

В истории этой стройки химкинская земля занимает особое место. Участок в районе городов Химки и Долгопрудный был одним из основных на трассе будущего канала. Здесь строителям пришлось очень тяжко и погибло огромное количество заключенных.

Трудности строительства определялись особенностью территории. Южная часть канала от Северного Речного вокзала до г. Химки прошла по долине речки Химка, притока Москва-реки. Хоть речка и небольшая, долина ее была очень широкой и глубокой, ведь она образовалась из древней протоки ледниковых вод тысячи лет назад, в конце последнего оледенения. Здесь каналоармейцы расширяли и углубляли русло. И, судя по воспоминаниям, это были очень тяжелые работы.

Str_vo_Kanala_Himka.jpg 

Речка Химка

Но дальше к северу трасса шла по водоразделу между реками Химка и Клязьма - примерно 8 километров. И эта возвышенность между речными долинами стала, пожалуй, самым тяжелым испытанием. Здесь было создано уникальное гидротехническое сооружение – так называемая "глубокая выемка", самое большое углубление канала на всей 128-километровой трассе. Объем вынутой здесь земли равен почти половине всех земляных работ на знаменитом Беломор-канале. Грунт в этом районе был выбран на глубину 23 м и ширину 46 м по дну канала и до 140 м в верхней части, то есть прорыто настоящее ущелье. На западном берегу этой "глубокой выемки" и находится Химкинский лес.

Вся территория от Химок до Долгопрудного была первоначально выделена в 10-й "Химкинский участок" (всего участков было 11), который уже на стадии подготовки строительства считался основным на всей трассе канала (потом названия и внутренние деления участков менялись).

Более того, само строительство канала началось именно в Химках, а точнее – на "глубокой выемке", в районе  Химкинского леса. Официальные даты строительства канала: март 1933 г. – июль 1937 г., но работы начались еще осенью 1932-го.

1-2 сентября 1932 г. на 10-м химкинском участке, основном участке строительства, была произведена последняя проверка трассы между селениями Терехово и Гнилуши, а 3 сентября снят зеленый покров с земли – положено начало земляным работам.

Лагеря для строителей в этом районе, как свидетельствуют старожилы, были устроены на левом берегу канала. Один из них находился на территории современного мкр. Левобережный г. Химки. К северу от него лагерь располагался вблизи деревень Лихачево и Гнилуши, еще один лагерь - на территории района "Гранитный" в Долгопрудном. При этом, по свидетельству одного из очевидцев, главными были лагеря на территории Долгопрудного.

Относительно правого берега сохранились свидетельства о наличии бараков для заключенных вблизи ул. Кирова на территории г. Химки. Это 700-800 метров от Храма Космы и Домиана в Козьмодемьянском. Но, судя по всему, это был небольшой лагерь.

Земляные работы велись непрерывно, круглый год. Старожилы в один голос говорят, что всё делалось исключительно вручную – кирками и лопатами, а грунт вывозили на берега тачками или на конных тележках – грабарках. Правда, в районе "глубокой выемки" кое-какие технические средства пытались использовать. Зимой смерзшийся грунт взрывали, а потом поднимали огромные глыбы земли наверх лебедками. Вдоль котлована были установлены изобретенные подъемники (настил, трос, лебедка), с помощью которых тачки выкатывали на верх. Есть свидетельства, что под конец на строительстве на "глубокой выемке" все же появились первые ковшовые экскаваторы Ковровского завода. Но их, судя по всему, было немного, а южнее, в долине реки Химка, механизации не было никогда – всё здесь от начала и до конца сделано киркой, лопатой и тачкой.

Заключенные жили и трудились в невыносимо тяжелых условиях. "Только представь, – говорил много лет спустя своей дочери один из жителей Химок, указывая ей на крутые берега в районе Старбеево. – Ты, если просто один раз на них вбежишь – сразу устанешь. А они здесь поднимались с тяжеленными тачками и по много раз в день".

Результатом тяжелой работы, а также мизерных норм питания стала огромная смертность среди заключенных. С этого начинаются все рассказы местных жителей – очевидцев строительства. Одна из очевидиц в ходе беседы в 2007 г. утверждала даже, что первые партии лагерников в этих местах полегли почти полностью. Точные цифры неизвестны, но можно предположить, что речь идет о многих сотнях, а может, и тысячах людей.

Str_vo_Kanala_Trupy.jpg 

Судя по имеющимся данным, в основном лагерников хоронили на левом берегу канала (там, где были лагеря). Крупнейшим местом захоронений на этом участке строительства стал район деревни Киреево (теперь это северная окраина мкр. Левобережный г. о. Химки, между полигоном ТБО и МКАД). В краеведческой литературе об этом сказано: "Старожилы этих мест вспоминают, что лагерников хоронили во рвах, недалеко от бывшей деревни Киреево, вблизи нынешней кольцевой дороги" (Г. В. Ильин, Б. А. Павлов, И. И. Поляк. Канал Москва - Волга // Химки и окрестности. Очерки из истории. Химки, 2000 г. С. 66). Личные беседы со старожилами в 2006–2009 гг. подтверждают эту информацию. Причем, возможно, здесь хоронили не только с химкинского участка, но и с других мест, так как говорят, что тела привозили на машинах. Многим людям старшего поколения, жителей мкр. Левобережный, эти захоронения были известны и, как выразилась одна из коренных химчанок, "они всегда кланялись им". Сейчас, конечно, свидетелей остались единицы. Деревни Киреево уже нет, но само место захоронения пока существует (хотя для этой местности уже разработан проект застройки).

Кроме того, по рассказам многих старожилов, помимо основного места захоронения в Киреево на территории  мкр. Левобережный было много неофициальных захоронений: многих умерших даже никуда не увозили, а зарывали прямо на берегу канала, в насыпях земли, в соседних лесополосах. Говорят, часто при огородных работах находили кости. В это трудно поверить, так как официально хоронить умерших в будущей санитарной зоне канала никто бы не позволил. Но, как видно, этот запрет обходили. Свидетельств о наличии таких захоронений очень много, причем указываются конкретные места. Потом-то это забылось, но те, кто лично видел строительство, говорили своим детям и знакомым – от Химок до Долгопрудного все усыпано костями.

Относительно захоронений на территории Долгопрудного на данный момент нет детальных данных, но они были и там. В 1980-х гг. среди населения ходили слухи, что захоронения обнаружили в районе деревни Лихачево. Да и в 2006-2009 гг. жители вспоминали давние рассказы старожилов о многочисленных захоронениях в районе деревень Гнилуши и Лихачево (эти деревни расположены на Лихачевском шоссе, между мкр. Левобережный и г. Долгопрудный, территориально относятся к г. Долгопрудному). В начале 2000-х гг. здесь была построена большая и красивая Казанская церковь.

Захоронения на Правом берегу канала (Химкинский лес)

Массовые захоронения каналоармейцев производились также и на правом берегу канала – в Химкинском лесу. Здесь важно отметить следующее. Основная часть правого берега – это фактически жилые кварталы Химок. В 1930-е гг. она уже была достаточно освоена. Здесь были дачные поселки. На территории города захоронений, скорее всего, не было. Иное дело – район к северу от Химок, Химкинский лес. Это и есть места "глубокой выемки".

И здесь мы имеем совершенно точные свидетельства, что массовые захоронения производились не только на левом берегу, но и на правом.

Прежде всего зловещее впечатление старожилов – "все на костях" – характерно и для этой местности. В мае 2008 г. в ходе обсуждения на форуме ecmo.ru один из химчан прислал следующее свидетельство. Еще в 1960-е гг. он однажды пошел ловить рыбу на канал недалеко от Старбеево. Вдруг увидел, что к этому месту подошел старик, постоял и перекрестился. Он спросил его: "Дедушка, а почему вы молитесь?" А тот ответил: "Эх сынок, ты даже не представляешь, сколько людей лежит в этих холмах, сколько их здесь погибло..."

О конкретных местах захоронений на данный момент известно следующее.

Судя по всему, одно из захоронений находится недалеко от берега канала в районе залесенной территории между пос. Старбеево и северной окраиной г. Химки. Это как раз хорошо видный на картах юго-западный рукав Химкинского леса в том месте, где он выходит к берегам канала (примерно в этих местах в соответствии с проектом скоростной дороги Москва – Санкт-Петербург должен быть построен мост и трасса должна войти на правый берег).

Об этом захоронении известно вот откуда. В 2006 г. в газете "Химкинские новости" был опубликован рассказ коренной химчанки К. В. Мухиной. Во время строительства канала ей было 8-9 лет, и она ходила в школу, которая, как можно понять из ее рассказа, находилась в Химках. "В школу мы ходили через лес... - рассказывает Мухина. - Однажды морозным зимним утром идем мы по лесу и видим, что на встречу едет конная подвода, а на ней штабелями лежат трупы умерших заключенных, слегка прикрытые каким-то тряпьем. Их закапывали прямо на берегу канала. Это место можно узнать и сегодня".

А осенью 2009 г. (во время акции "Посадим лес!" на Старбеевском поле) пожилой житель Химок в качестве места захоронения указал примерно на тот же район. По его словам, в 1970-х гг. старожилы говорили ему, что захоронения были недалеко от канала, примерно в районе устья оврага, что пересекает упомянутый выше юго-западный рукав леса (именно в этом овраге находится известный многим химчанам родник Святого Георгия).

Другое массовое захоронение находится в Химкинском лесу к западу от поселков Старбеево и Терехово. В 2007-2008 гг. несколько жителей этих поселков лично говорили защитникам Химкинского леса о большом захоронении в этом районе. Причем они знают, где это место, и обещали показать его.

О том, что в районе Терехово есть захоронения, скупо упоминается и в краеведческой литературе и в публикациях в районной газете. В них старожилы свидетельствуют, что лагерников хоронили под Терехово (Г. В. Ильин, Б. А. Павлов, И. И. Поляк. Канал Москва - Волга // Химки и окрестности. Очерки из истории. Химки, 2000 г. С. 66). Пока неясно, одно ли и то же захоронение имеют в виду свидетели, говоря об этом районе, или их здесь было несколько.

И еще об одном месте упоминается в рассказах старожилов – еще дальше к северу, где-то в районе деревни Ивакино и реки Клязьма. О нем рассказал в августе 2008 г. житель поселка Старбеево, который в детстве видел строительство канала. Здесь похоронены заключенные, в основном уроженцы Средней Азии. Осенью 1932 года они начали работы на "глубокой выемке" в районе Старбеево и погибли от отравления болотными растениями, которые употребляли в пищу из-за голода. Отравление было массовым, тела умерших возили на лошадях в район Ивакино, где были вырыты братские могилы, большие котлованы. Тела клали рядами, пересыпая их известью и землей.

Где это место - в лесу или нет, сказать пока сложно. Здесь как раз были большие сельхозугодья, которые сейчас застраиваются коттеджами и таунхаусами.

Большинство негласных кладбищ под землей сохранились и сегодня. Они хранят страшную правду о том, что происходило в Химкинском лесу и на берегу Канала им. Москвы в 1930-е годы: массовые смерти от голода и болезней, самоубийства, расстрелы, травлю собаками, закапывание заживо и т. д. Единицы выжили на этой "великой стройке".

Ни о каком коммерческом строительстве здесь и речи быть не может. Здесь должны стоять памятные знаки тысячам замученных и убитых людей.

P1020599.jpeg 



 

Комментарии

13.02.2010 - 13:34 | Сталин круче всех! -))

Товарищи система образования уничтожается с помощью ЕГЭ, полностью уничтожена военная разведка, разваливаются ГЭС.
Куршавельские кремляди тащат нас в коллапс.
Организовывайте отряды народной самообороны берите власть в свои руки, не подчиняйтесь незаконным приказам преступной власти.

13.02.2010 - 12:49 | некто

Натворили делов,чуть не уничтожили СВОЙ же народ

За последний год вымерло 500тыс коренного населения РФ

вступайте в всенародное освободительное ополчение narodpolk.ru
Вместе вынесем окупационную власть и установим свою народную.

09.02.2010 - 10:50 | ...............................

Хинка, так пусть комми и поставят, денег у дядюшки ЗЮ, как грязи.Натворили делов,чуть не уничтожили СВОЙ же народ, а теперь вон чего пишут: АКМ : 2010-02-06 20:26:17
Власть в Новой Рашке полностью потеряла доверие у населения страны. Чинуши это чувствуют "пятой точкой" вот и мечутся из угла в угол пытаются урвать куски побольше. Но не долго им осталось, придут Советские люди и вышвырнут отребье вон. Слава Коммунистам освободителям!

07.02.2010 - 23:09 | Хинка

Огромное спасибо за информацию! Какой же позор, что до сих пор в Химках нет ни одного памятного знака строителям канала, какая черствость и неблагодарность!

05.02.2010 - 21:17 | az

Чего не выдумаешь пиара ради..

05.02.2010 - 09:14 | Странник

МОСКВА, 4 фев - РИА Новости. Все варианты строительства первого участка (15-58 километры) платной автодороги Москва-Петербург предполагают прохождение через территорию Химкинского леса, сообщил в четверг на пресс-конференции в Москве председатель правления госкомпании "Автодор" Сергей Костин.

Ранее сообщалось, что экологи предлагали отменить распоряжение правительства РФ от 5 ноября 2009 года, согласно которому около 150 гектаров Химкинского лесопарка переводятся из земель лесного фонда в земли транспорта. В августе 2009 года "Движение в защиту Химкинского леса" направило в Европейский суд по правам человека иск против России с требованием запретить строительство автодороги Москва - Санкт-Петербург на территории леса. Также сообщалось об отмене распоряжения главы Химок Владимира Стрельченко и постановления губернатора Московской области Бориса Громова о строительстве платной трассы Москва - Петербург через Химкинский лес. Глава Минприроды Юрий Трутнев заявлял, что его ведомство обратится в Минтранс и Минсельхоз с просьбой пересмотреть проект размещения скоростной автомобильной магистрали "Москва-Санкт-Петербург" для сохранения Химкинского лесопарка.

"Всего по этой дроге было пять вариантов (строительства). Все они так или иначе затрагивали Химкинский лес. Мы выбрали самый экологичный вариант, при котором полоса этой дороги пройдет по Химкинскому лесу на протяжении 43 километров и ее ширина составит 100 метров", - сказал Костин.

По его словам, при этом на 23 километрах этого участка дороги будут построены шумозащитные экраны и лесозащитные полосы. "Те проектные решения, которые приняты, отвечают всем экологическим требованиям", - отметил он.