Новости Важное Поддержите нас Контакты Реклама на сайте

| 21.05.2014 09:30

Тарифы ЖКХ повышаются для создания видимости роста ВВП

Интересный материал для публикации прислали в редакцию нашего сайта относительно одной из самых коррупционных сфер российской жизни - формирования тарифов ЖКХ. В Химках они, в частности, растут как на дрожжах, при этом ДЕЗ отказывается отчитываться, на что же конкретно пошли деньги.

В Школе активного горожанина состоялась лекция аккредитованного эксперта Минюста России и аудитора Игоря Леоненко "Тарифы ЖКХ: как образуются, кто устанавливает, почему растут?".

Свое выступление эксперт начал с краткой характеристики общей ситуации, связанной с формированием тарифов в нашей стране. Он обратил внимание, что с советских времен порядок регулирования тарифов на коммунальные услуги существенно не изменился. "Сменились вывески, утверждены новые нормативно-распорядительные акты, но суть осталась неизменной – бюрократия и воровство, как и в предыдущие годы, идут рука об руку с самой консервативной отраслью в стране. Однако советский опыт планирования и нормирования, несмотря на его недостатки, хоть как-то, но связывал руки жуликам и ворам от ЖКХ. К сожалению, сегодня уже не применяются методики планово-предупредительного ремонта, расчет штатной численности, мероприятия по экономии ресурсов предприятия и т. д. С какого-то момента власть вообще перестала заниматься экономическим обоснованием тарифов".

Леоненко сравнил графики, отражающие динамику тарифов на отдельные коммунальные и жилищные услуги в нашей стране и европейских странах, наглядно показав лидирующее место России по их росту.
Эксперт поставил под сомнение традиционные объяснения и «оправдания» роста тарифов. По его мнению, наиболее распространенная точка зрения, согласно которой рост тарифов обусловлен алчностью узкого круга лиц, имеющих в собственности львиную долю ресурсов страны, не является исчерпывающей. Да, держателями акций, к примеру, водно-коммунального хозяйства страны являются Анатолий Чубайс (ОАО "Российские коммунальные системы" – 21%), Сергей Яшечкин (ОАО "Евразийский" – 8%), Виктор Вексельберг (ГК "Росводоканал" – 37%). Но существуют причины роста тарифов более высокого уровня. И дело не только и даже не столько в том, что на рост цены на газ и электроэнергию влияют нестабильность мировых рынков, инфляция, кризис в еврозоне и т. д.

Леоненко указал на политические причины безудержного роста тарифов. Дело в том, что, по его словам, "рост тарифов обеспечивает надежный прогноз роста ВВП, не являясь при этом теневым сектором", и "если отказаться от контроля и централизованного управления системой, то в нынешних российских условиях эта система мгновенно перейдёт в теневую сферу". По предварительным расчетам эксперта, "одно только замораживание тарифов на год может привести к снижению ВВП на 1-1,5%, а при снижении тарифов до реального уровня вполне вероятно падение ВВП на 2-3%; уход же "коммуналки" в тень при свободных рыночных отношениях рискует снизить ВВП на 3-5%". При таких обстоятельствах правительство не может себе позволить сдерживать рост тарифов. Отсюда и его незаинтересованность в том, чтобы сделать их более осмысленными и понятными для граждан.

Эксперт рассказал участникам о том, кем и как формируются тарифы, какие методы, рекомендованные российским правительством, используют региональные водоканалы и теплосети при расчете тарифов, убедительно продемонстрировав, что ни один из этих методов не предполагает четкого научного и экономического обоснования тарифов. В частности, на примере анализа отчетности главного регулятора тарифов – Федеральной службы по тарифам России (ФСТ РФ) – эксперт показал, как в тарифы ЖКХ следующего года включаются долги "всех перед всеми", в том числе искусственно создаваемые в год предыдущий.

Заключительная часть лекции была посвящена возможностям простых потребителей получать информацию о деятельности предприятий жилищно-коммунального комплекса с целью контроля соответствия цены и качества предоставляемых коммунальных услуг. Эксперт подчеркнул, что наряду с отчетами предприятий ЖКХ по заключенным договорам и о закупочной деятельности, а также с другой информацией, обязательной к раскрытию, простых потребителей должны интересовать эффективность и реализация региональных и местных инвестиционных программ, в которых, судя по отчетам ФСТ, простые граждане также участвуют своим кошельком. И это дает им право требовать либо эффективной реализации этих программ в виде улучшения качества услуг, либо снижения цены на них.

Основной вывод, который могли сделать слушатели из лекции: хотя изъятие денег под предлогом оплаты коммунальных услуг у граждан окутано завесой тайны, при желании им вполне по силам эту завесу приподнять и потребовать соблюдения законности и учета их интересов в сфере тарифообразования.

Тематика: 
Места: