Данная информация будет озвучена на заседании Общественной палаты РФ 26 февраля, посвященном Химкам и их новому Генплану.
Ни для кого не секрет, что в г.о. Химки, как и везде в Московской области, ведется политика максимальной застройки земель коммерческими объектами с целью получения максимальной выгоды, причем за счет ухудшения условий жизни постоянно проживающих там горожан. В погоне за прибылью уничтожаются рекреационные зоны, планируемые особо охранямые природные территории. Никого не интересует, каково жить в условиях высокой плотности населения, когда каждый день отнимаются последние зеленые территории, застраиваются парки, скверы, водоохранные зоны, ведется многоэтажное строительство в зонах со сложившейся малоэтажной застройкой, игнорируются санитарно-защитные зоны, а под окнами жилых домов устроены несанкционированные стоянки грузовых автомобилей, которые не дают покоя ни днем, ни ночью.
Масштабная точечная застройка велась с нарушениями Генплана 1999-2010 гг., а с 2011 г. была продолжена и без Генплана. Даже сам новый глава г. о. Химки Шахов О.Ф. заявил в одной из местных газет, что жителям практически негде отдыхать. В результате такой политики удельный вес озелененных территорий в пределах застройки города снизился до 13,6% (по официальным данным химкинской администрации на 01.01.2009) вместо нормативных 40%. А сейчас этот процент стал еще меньше.
Поэтому при проектировании нового Генплана 2010-2020 гг. усилия проектировщиков должны быть направлены в первую очередь на обеспечение благоприятных условий проживания человека, сохранения природного комплекса, а не на максимальную застройку земель. Для грамотного проектирования существуют определенные строительные нормы и правила, в частности действующий «Свод правил СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», где в п. 1.1 написано: «Настоящий документ распространяется на проектирование новых и реконструкцию существующих городских и сельских поселений и включает основные требования к их планировке и застройке. Конкретизацию этих требований следует осуществлять при разработке региональных и местных нормативов градостроительного проектирования». Используя данные Правила, мы можем путем сопоставления существующих показателей с нормативными определить необходимую потребность, а также применить требования этих правил при проектировании:
1. Первое, что надо сделать, - это составить в табличной форме существующие и нормативные показатели благоприятных условий проживания человека согласно СП 42.13330.2011 для определения необходимой потребности. Эти показатели являются основой для проектирования Генплана и должны быть отражены в пояснительной записке;
2. Как указано выше, в г.о. Химки одним из самых низких показателей является удельный вес озелененных территорий по отношению к площади застройки. П. 9.12 Правил гласит, что «удельный вес озелененных территорий различного назначения в пределах застройки городов должен быть не менее 40%, а в границах территории жилого района не менее 25%».
Поэтому в первую очередь мы требуем от проектировщиков соблюдения законных минимальных нормативов зеленых зон, соответственно 40% и 25%. А также требуется подтверждение границ старых парков, создание новых парков, скверов, озелененных территорий, пляжей, а не коммерческих объектов;
3. При решении проблем размещения строительных объектов применять основной принцип - отказаться от изыскания дополнительных площадок. Освоению должны подлежать уже произведенные отводы земли;
4. При разработке Генплана необходимо обосновать проектирование новой жилищной застройки, учитывая среднюю обеспеченность жильем в расчете на одного жителя и количество нуждающихся очередников. Для примера: средняя обеспеченность населения жильем на одного жителя на 2002 г. составила 23,8 кв. м. Это довольно высокий показатель, который указывает на отсутствие необходимости в новом жилищном строительстве, за исключением небольшого резерва на перспективу и реконструкции старого жилого фонда;
5. При разработке Генплана также требуется соблюдение других минимальных нормативов, например по обеспеченности общедоступными плоскостными спортивными сооружениями, детскими садами, научными и профессиональными учебными заведениями. В настоящее время в нарушении Закона о спорте ранее открытые стадионы «Новатор» и «Родина» теперь закрыты для свободного посещения. На улице Мичурина в водоохраной зоне р. Химки строится опять же недоступный для свободного посещения бассейн с ледовым дворцом, для подготовки сборных команд «Химки». По ул. Юннатов в водоохраной зоне канала им. Москвы на территории бывшей Станции юных натуралистов, где занимались дети, ведутся строительные работы по возведению коммерческого жилья, а последний общедоступный стадион "Маяк" также планируется под коммерческую застройку.
И таких примеров застройки зеленых зон в Химках множество; На 01.01.2000 (из пояснительной записки от 2002 г. по актуализации нового Генплана) обеспеченность детскими дошкольными учреждениями по району составляет 91%, общеобразовательными школами – 62%. Обеспеченность населения больницами составляет 56% от норматива, поликлиниками – 152%. Самая низкая обеспеченность сохраняется по предприятиям бытового обслуживания – 39%, клубам – 32% и физкультурно-спортивным сооружениям: плоскостные сооружения – 13%, спортивные залы – 31%. Высокие показатели обеспеченности отмечаются только по предприятиям торговли.
6. Предусмотреть возможность сохранения оставшихся сельскохозяйственных угодий;
7. Необходимо запланировать развитие наземного высокоскоростного экологически чистого транспорта и, кроме того, зарезервировать территорию под строительство метрополитена, расширить транспортную сеть в соответствии с потребностями города, в том числе Ленинградское шоссе;
8. Нужно запланировать развитие систем водопроводной, газовой и канализационной сети с реконструкцией и строительством новых очистных сооружений. Предусмотреть строительство насосных станций. В целях защиты рек от загрязнения предусмотреть устройство очистных сооружений на водовыпусках из сети дождевой канализации в реки. Запроектировать для жителей неблагоустроенных частных домов наружные системы водопровода, канализации и газоснабжения;
9. Требуется также проектирование в Химках станции по обезжелезиванию водопроводной воды;
10. Нужны шумозащитные мероприятия в зоне проживания населения в случаях превышения предельно допустимого уровня шума;
11. Необходимо максимально использовать существующие промзоны для размещения объектов промышленности и транспорта, например запроектировать в промзонах специальные подземно-надземные вертикальные платные стоянки для частных грузовых и легковых автомобилей, гаражи, СТОА, пожарные депо и т. д., а не размещать их в жилых зонах;
12. В связи с острой насущной потребностью утилизации городского мусора требуется планирование на территории полигона ТБО современного мусороперерабатывающего завод с использованием высокотемпературных плазменных печей для окисления не переработанного остатка. При этом не допускается горение оставшегося мусора, а сразу формируется газ, который можно использовать для бытовых нужд.
13. Одновременно с фомированием Генплана нужно начать разработку Правил землепользования и застройки. При разработке ПЗЗ - принять за основу СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». В целях сохранения экологически благоприятных условий проживания человека соблюдать строгое зонирование промышленных, жилых и торгово-развлекательных территорий, не допускать их смешивание;
14. В Правилах землепользования и застройки отобразить:
1) Порядок их применения и внесения изменений в указанные правила, включая положения:
a. о регулировании землепользования и застройки органами местного самоуправления;
b. об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами;
c. о подготовке документации по планировке территории органами местного самоуправления;
d. о проведении публичных слушаний по вопросам землепользования и застройки;
e. о внесении изменений в Правила землепользования и застройки;
f. о регулировании иных вопросов землепользования и застройки.
2) Карту градостроительного зонирования:
где устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.
На карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отобразить зоны со следующими режимами:
a. особо строгий на территориях прибрежных полос водных объектов, объектов культурного наследия, участков, резервируемых под организацию особо охраняемых природных территорий;
b. строгий режим на территориях лесопарков, территориях, представляющих особую природную и ландшафтную ценность, территориях жесткой зоны 2-го пояса зоны санитарной охраны источников водоснабжения, территориях санитарно-защитных зон;
c. ограниченно строгий режим на территориях охранных зон объектов культурного наследия, территориях зон охраняемого ландшафта объектов культурного наследия, в ценных природных и историко-культурных территориях сторонних землепользователей, в заповедных историко-культурных территориях, на территориях ценных природных открытых пространств (агроландшафтов);
d. регулируемый режим на территории 2-го пояса зоны санитарной охраны источников водоснабжения, водоохранных зон водных объектов, зон регулирования застройки объектов культурного наследия;
e. свободный режим на территориях, не охваченных действиями вышеописанных режимов.
3) Градостроительные регламенты:
В них в пределах соответствующей территориальной зоны указываются:
a. виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства;
b. предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;
c. ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
15. В итоге мы хотели бы создать при «НИиПИ экологии города» постоянно действующую согласительную комиссию из активистов г.о. Химки, представителей администрации и проектировщиков по контролю за соблюдением градостроительных норм по каждому микрорайону и каждому кварталу при разработке нового Генплана и Правил землепользования и застройки, которая будет собираться 1 или 2 раза в неделю - в зависимости от предварительной готовности отдельных планировок и возникающих вопросов.
Комментарии
25.02.2013 - 04:00 | Химчанин
Да, норму земли под строительство медцентра, посмотрите в ТСН ПЗП-99 МО (ТСН 30 303-2000 МО) или СП 42.13330.2011.
25.02.2013 - 03:52 | Химчанин
Предыдущие нормы отвода земель несомненно надо оспаривать в суде! Здесь имелось в виду общая концепция, чтобы не застраивать новые территории, а использовать уже существующие.
В Земельном кодексе РФ написано, что нормы отвода земель определяются Правилами землепользования и застройки, которых в Химках отродясь не было. А место выделения участка зависит от утвержденного Генплана города. И это верно, что вы боритесь в суде, поскольку Химкинская администрация не имела никаких оснований выделять земли столько сколько хочется, и там , где хочется, а скорее, это зависело от величины внесенной наличными суммы. Просим принять участие в разработке Правил землепользования и застройки, в разработке Генплана.
24.02.2013 - 12:44 | Александра
по п.3 - по поводу использования уже произведенных отводов земли под строительство - а разве по этой теме не существует споров?
Одной из очень спорных ситуаций является уже предоставленные отводы в лесу на Сходне под строительство жилья. Застройщики уже побежали в суды - спорить. А 5га под строительство мед.центра на участке, основательно цепляющем лес и водоохранную зону - это не спорное землеотведение? На такой огромной площади вполне может быть реализована жилищная застройка под видом предоставления жилья для персонала. Сходня нуждается в третьем таком платном мед.объекте? Один есть, один строится. Еще один может оказаться в лесу.
Т.о. видится противоречие позиций между строгостью подхода к формированию и сохранению зеленых зон, в том числе путем формирования ООПТ (например Городского леса) и использования для строительства уже произведенных земельных отводов.
24.02.2013 - 01:10 | Затворник (Алексей Дмитриев)
Не совсем понял про плазменные печи. Вообще же очень грамотно написано - надо будет сделать на основе этого обращения.