Новости Важное Поддержите нас Контакты Реклама на сайте

| 07.01.2014 00:00

Об изменении видов разрешенного использования земли

В настоящее время у юристов и  других граждан при изучении Земельного кодекса РФ, Федерального закона № 191, ст. 4 п. 3 и других законодательных актов возникают большие трудности в определении понятия "нецелевое использование земли", что грозит проигрышами в судах. Однако после упорных поисков мы нашли четкое определение этого термина в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001г. № 195-ФЗ  (ред. от 28 декабря 2013 г, с изм. и доп., вступ. в силу с 3 января 2014 г.).
 
Ст. 8.8
 
1. Использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием и т. д. (в ред. Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 435-ФЗ).
 
То есть целевое использование земли - это когда при переводе соответствуют категории и виды разрешенного использования земельного участка, а нецелевое - когда соответствия нет.
 
Рассмотрим это на примере изменения вида разрешенного использования земель стадиона "Маяк". Категории земель соответствуют друг другу, это земли поселений. А вот виды разрешенного использования не совпадают. Был вид разрешенного использования «для центра туризма, физической культуры и спорта», стал - «для строительства и эксплуатации административного и общественно-делового центра, жилого комплекса, объектов культурно-развлекательного и спортивного назначения, рекреационной зоны, яхт-клуба, объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, благоустроенной набережной, причалов, слипа, берегоукрепления».
 
Это говорит о явном нецелевом использование земли, что запрещено Земельным кодексом РФ, Федеральным законом № 191, на который ссылаются в своем оправдании химкинская администрация, застройщик ОАО "Маяк", Главмосархитектура Московской области.
 
Кроме того, в соответствии с Земельным кодексом на землях рекреационного назначения, к которым, помимо прочих, относятся земли, предназначенные и используемые для спортивной деятельности граждан, запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению.
 
Незаконен и новый вид разрешенного использования участка, так как в связи с отсутствием у нас Правил землепользования и застройки нельзя отклоняться в выборе видов разрешенного использования от Российского классификатора: Приказ Минэкономразвития РФ от 15 февраля 2007 г. № 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов" (с изменениями и дополнениями).
 
По похожему делу имеется Решение Арбитражного суда об отказе застройщику в нецелевом использовании земли, которое подтверждает наши выводы (см. ниже).
 

Кстати, парки также являются рекреационными зонами, и их застройка жилыми домами и изменение границ незаконны, в том числе и по вышеприведенным причинам.

Ниже публикуем решение Арбитражного суда Амурской области, посчитавшего незаконным изменение вида разрешенного использования (под жилую и административную застройку вместо рекреационных целей) стадиона в г. Благовещенске.

Arb_sud_amurskoy_obl.jpg 

Арбитражный суд Амурской области 

Решение Арбитражного суда Амурской области от 07.04.2008 N А04-44/08-19/2

Заявление о признании недействительным постановления мэра города об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка, имеющего вид разрешенного использования - стадион, на вид разрешенного использования - для строительства административно-бытовых и жилых зданий оставлено без удовлетворения, поскольку на землях рекреационного назначения, к которым, помимо прочих, относятся земли, предназначенные и используемые для спортивной деятельности граждан, запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 7 апреля 2008 г. по делу N А04-44/08-19/2

(извлечение)

Арбитражный суд, рассмотрев в судебном заседании заявление закрытого акционерного общества "Амургормаш" Амурский металлист" к администрации г. Благовещенска о признании ненормативного правового акта органа местного самоуправления недействительным

установил:

Закрытое акционерное общество "Амургормаш" Амурский металлист" обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании недействительным постановления мэра города Благовещенска от 12 ноября 2007 г. N 3441 об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка (кадастровый номер 28:01:010093:0020, площадь 16058 кв. м) и объектов капитального строительства в квартале 93 города Благовещенска; об обязании главы администрации города Благовещенска удовлетворить заявление ЗАО "Амургормаш" Амурский металлист" об изменении вида разрешенного использования земельного участка площадью 16058 кв. м, с кадастровым номером 28:01:010093:0020, расположенного в квартале 93 города Благовещенска, имеющего вид разрешенного использования - стадион, находящегося в собственности ЗАО "Амургормаш" Амурский металлист", на вид разрешенного использования - для строительства административно-бытовых и жилых зданий.

В судебном заседании представитель заявителя на требовании настаивал в полном объеме, пояснив, в частности, что в соответствии с действующим законодательством общество, являясь собственником земельного участка, имеет право на изменение вида разрешенного использования этого участка; обратил внимание суда на то обстоятельство, что ответчиком нарушена процедура публичного слушания об изменении вида разрешенного использования земельного участка, а именно публичные слушания проведены комиссией по правилам землепользования и застройки муниципального образования города Благовещенска с превышением полномочий этого органа, определенных в разделах 2 и 4 Положения о комиссии по правилам землепользования и застройки, поскольку проведение публичных слушаний по вопросам изменения вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства к компетенции комиссии не отнесены. В соответствии со статьей 12 Устава города Благовещенска порядок организации и проведения публичных слушаний определяется нормативным правовым актом, утверждаемым решением городской Думы. Таким нормативным правовым актом является Положение о порядке организации и проведения публичных слушаний в муниципальном образовании городе Благовещенске (в редакции решения Благовещенской городской Думы от 25 мая 2006 г. N 14/67). В соответствии с приведенным Положением проведение публичных слушаний по вопросам, в том числе, изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки отнесено к компетенции организационного комитета по публичным слушаниям, являющегося коллегиальным органом, осуществляющим подготовку и проведение публичных слушаний, сформированным на паритетных началах городской Думой или мэром города Благовещенска из представителей городской думы, администрации города и представителей общественности.

Представитель заявителя указал, что утверждение представителей администрации города Благовещенска о том, что согласно статье 39 Градостроительного кодекса публичные слушания проводятся именно комиссией - необоснованны. В связи с тем, что в приведенной норме Градостроительного кодекса речь идет только о порядке представления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объектов капитального строительства. Ссылка пункта 3 части 1 статьи 4 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса" на статью 39 Градостроительного кодекса основывается лишь на том, что только в этой норме Градостроительного кодекса определен порядок проведения публичных слушаний. Регламентировать же порядок проведения публичных слушаний по тем или иным вопросам "на местах" должны нормативные правовые акты, принятые органами местного самоуправления. Счел, что таким нормативным актом является Положение о порядке организации и проведения публичных слушаний в муниципальном образовании в городе Благовещенске (в редакции решения Благовещенской городской Думы от 25 мая 2006 г. N 14/67).

Представитель ответчика по заявленным требованиям возразил в полном объеме, обратил внимание суда на то обстоятельство, что вид разрешенного использования исследуемого земельного участка - размещение и эксплуатация стадиона и иных связанных с его эксплуатацией объектов. Указал, что нормативным актом органа местного самоуправления, утвердившим генеральный план застройки города Благовещенска, исследуемый земельный участок отнесен к землям рекреационного назначения. В то же время земельным законодательством установлен прямой запрет на деятельность на землях рекреационного назначения, не соответствующую целевому назначению таких земельных участков. Пояснил, что порядок публичных слушаний соблюден, комиссия по правилам землепользования и застройки муниципального образования города Благовещенска действовала в рамках своих полномочий согласно Положению, утвержденному постановлением мэра г. Благовещенска от 4 сентября 2006 г. N 2895.

К., участвующий в рассмотрении дела по доверенности от администрации города, пояснил, в частности, что он является начальником управления архитектуры и градостроительства администрации города Благовещенска и одновременно заместителем председателя комиссии по правилам землепользования и застройки муниципального образования города Благовещенска. Обратил внимание суда на то обстоятельство, что комиссия, в том числе по своему составу, является уполномоченным органом по разрешению приведенного вопроса. Пояснил, что вопрос об изменении вида разрешенного использования земельного участка не может рассматриваться без учета находящихся на нем и планируемых объектов недвижимости. Исследуемый земельный участок предназначен для использования в том числе для размещения стадиона. При рассмотрении комиссией приведенного выше вопроса учтено, что на значительной территории города Благовещенска в этом районе не имеется ни одного объекта спортивного назначения.

Исследовав доводы лиц, участвующих в деле, материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

Закрытое акционерное общество "Амургормаш "Амурский металлист" зарегистрировано в качестве юридического лица межрайонной ИФНС России N 1 по Амурской области 4 октября 2006 года за основным государственным регистрационным номером 1062801078658.

Учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Амурской области 23 октября 2003 г. на основании плана приватизации от 4 октября 1993 г. зарегистрировано право собственности за ОАО "Амурский металлист" на стадион, инвентарный N 12689, площадью 16058 кв. м, находящийся по адресу 93 квартал г. Благовещенска, кадастровый номер 28:01:010093:0020:12689.

Распоряжением департамента администрации Амурской области по управлению государственным имуществом от 29 декабря 2003 г. N 965 предоставлен в собственность ОАО "Амурский металлист" земельный участок из земель поселений с кадастровым номером 28:01:010093:0020, расположенный по адресу: Амурская область, г. Благовещенск, ул. Горького, 26 в квартале 93 для использования под стадион в границах, указанных в кадастровой карте (плане) участка, общей площадью 16058 кв. м, на праве постоянного (бессрочного) пользования на основании постановления мэра г. Благовещенска Амурской области от 30 декабря 1993 г. N 2130 и свидетельства о праве постоянного (бессрочного) пользования за землю от 11 января 1994 г. N 35413.

На основании приведенного распоряжения специализированным государственным учреждением при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества" и ОАО "Амурский металлист" заключен договор купли-продажи 4 февраля 2004 г. N 38 находящегося в государственной собственности земельного участка с кадастровым номером 28:01:010093:0020, расположенного по адресу: Амурская область, г. Благовещенск, ул. Горького, 26 в квартале 93, общей площадью 16058 кв. м.

На основании договора купли-продажи от 4 февраля 2004 г. N 38 учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Амурской области 18 февраля 2004 г. зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером 28:01:010093:0020 за ОАО "Амурский металлист".

1 июня 2006 г. ОАО "Амурский металлист" и ООО "Амургормаш "Амурский металлист" заключен договор купли-продажи земельного участка б/н о продаже земельного участка с кадастровым номером 28:01:010093:0020 площадью 16058 кв. м, расположенного на землях поселений по адресу г. Благовещенск, в квартале 93. Право собственности за закрытым акционерным обществом "Амургормаш "Амурский металлист" на указанный земельный участок зарегистрировано Управлением Федеральной регистрационной службы по Амурской области 30 января 2007 г., что подтверждено свидетельством о госрегистрации права от 30 января 2007 г. N 28 АА 120941.

6 июня 2007 г. (входящий N 1429/5971-з) ЗАО "Амургормаш "Амурский металлист" обратилось в администрацию города Благовещенска с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка (кадастровый номер 28:01:010093:0020, площадь 16058 кв. м), принадлежащего ЗАО "Амургормаш "Амурский металлист" на праве собственности, расположенного по адресу: г. Благовещенск, квартал 93.

17 июля 2007 г. на заседании комиссии по правилам землепользования и застройки муниципального образования города Благовещенска (далее по тексту - Комиссия), созданной постановлением мэра города Благовещенска от 4 сентября 2006 г. N 2895 "О подготовке проекта Правил землепользования и застройки муниципального образования города Благовещенска" по вопросу изменения вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, в том числе в квартале 93 г. Благовещенска решено назначить проведение публичных слушаний на 17 августа 2007 г. на 16-00 часов.

Постановлением мэра города Благовещенска от 31 июля 2007 года о проведении публичных слушаний по изменению вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в поселке Моховая Падь, поселке Зазейский, Западной промышленной зоне, кварталах 47, 76, 87, 93, 164 города Благовещенска постановлено провести 17 августа 2007 года публичные слушания по изменению вида разрешенного использования, в том числе земельного участка с кадастровым номером 28:01:010093:0020.

Согласно представленным ЗАО "Амургормаш "Амурский металлист" сведениям Комиссией в адрес правообладателей объектов, расположенных на землях, имеющих смежную границу с указанным земельным участком (Л., А., Д.) направлены сообщения о проведении публичных слушаний по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка.

Информация о публичных слушаниях, их подготовке и порядке проведения опубликована в газете "Благовещенск" от 3 августа 2007 г. N 31 (917), и размещена на официальном сайте муниципального образования г. Благовещенска - www.admblag.ru.

По вопросу ЗАО "Амургормаш "Амурский металлист" в Комиссию 10 августа 2007 г. поступило две заявки о включении предложений и замечаний в протокол публичных слушаний.

17 августа 2007 года состоялись публичные слушания, на которых рассмотрен вопрос ЗАО "Амургормаш "Амурский металлист" об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 28:01:010093:0020, имеющего вид разрешенного использования - стадион, находящегося в собственности ЗАО "Амургормаш "Амурский металлист", расположенного в квартале 93 г. Благовещенска, и объектов капитального строительства, на вид разрешенного использования - для строительства административно-бытовых и жилых зданий (протокол проведения публичных слушаний от 17 августа 2007 года, утвержденный 21 августа 2007 года).

По результатам указанных публичных слушаний подготовлено заключение от 23 августа 2007 г., согласно которому по вопросу ЗАО "Амурагромаш "Амурский металлист" от выступивших (К. - начальника управления по физической культуре, спорту и туризму; В. - директора МУСОК "Юность") поступили отрицательные отзывы.

Заключение о результатах публичных слушаний, в том числе по вопросу ЗАО "Амургормаш "Амурский металлист" опубликовано в газете "Благовещенск" от 31 августа 2007 г. N 35 (921) и размещено на официальном сайте.

На заседании Комиссии по Правилам землепользования и застройки муниципального образования города Благовещенска 28 августа 2007 г. (что подтверждается протоколом N 14 от 28 февраля 2007 г.) члены Комиссии единогласно решили рекомендовать мэру города Благовещенска принять решение об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 28:01:010093:0020, имеющего вид разрешенного использования - стадион, находящегося в собственности ЗАО "Амургормаш "Амурский металлист", расположенного в квартале 93 города Благовещенска, и объектов капитального строительства, на вид разрешенного использования - для строительства административно-бытовых и жилых зданий.

На основании заключения о результатах публичных слушаний от 23 августа 2007 г. Комиссией подготовлены рекомендации от 31 октября 2007 г. по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка и объектов капитального строительства и направлены мэру города Благовещенска.

Согласно указанным рекомендациям изменение вида разрешенного использования земельного участка с разрешенным использованием - стадион и объектов капитального строительства на вид разрешенного использования - для строительства административно-бытовых и жилых зданий, не соответствует функциональному зонированию Генерального плана города Благовещенска (по Генеральному плану - природно-рекреационная зона - городские парки, скверы, бульвары со спортивным ядром).

Согласно протоколу заседания Комиссии по Правилам землепользования и застройки муниципального образования города Благовещенска от 31 октября 2007 г. N 18 (утвержденному 2 ноября 2007 г.) решено утвердить рекомендации Комиссии об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка и объектов капитального строительства в квартале 93 города Благовещенска.

Постановлением мэра города Благовещенска от 12 ноября 2007 г. N 3441 об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка и объектов капитального строительства в квартале 93 города Благовещенска заявителю отказано в изменении вида разрешенного использования земельного участка площадью 16058 кв. м с кадастровым номером 28:01:010093:0020, расположенного в квартале 93 города Благовещенска, имеющего вид разрешенного использования - стадион, находящегося в собственности ЗАО "Амургормаш "Амурский металлист" и объектов капитального строительства, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 28:01:010093:0020, на вид разрешенного использования - для строительства административно-бытовых и жилых зданий.

Постановление мэра города Благовещенска от 12 ноября 2007 г. N 3441 опубликовано в газете "Благовещенск" N 46 (932), 16 - 22 ноября 2007 г.

Сочтя, что постановление мэра города Благовещенска от 12 ноября 2007 г. N 3441, не соответствует действующему законодательству, ЗАО "Амургормаш "Амурский металлист" обратилось в Арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

Анализ исследованных судом доказательств в их совокупности свидетельствует о несостоятельности заявленных требований по следующим основаниям.

Предметом спора по настоящему делу является оценка постановления мэра города Благовещенска от 12 ноября 2007 г. N 3441 об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка и объектов капитального строительства в квартале 93 города Благовещенска на соответствие действующему законодательству.

В силу ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в Арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Часть 3 статьи 36 Конституции РФ устанавливает, что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона. Таким законом является Земельный кодекс РФ.

Согласно п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.

В соответствии со статьей 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам.

Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

Градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков. Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.

Исходя из предписаний норм статей 209, 260, 263 Гражданского кодекса РФ и статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации право собственника земельного участка, в частности на строительство административно-бытовых и жилых зданий, может быть осуществлено в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

В соответствии с распоряжением департамента администрации Амурской области по управлению государственным имуществом от 29 декабря 2003 г. N 965 исследуемый земельный участок предоставлен в собственность ОАО "Амурский металлист" для использования под стадион.

Спора о виде разрешенного использования земельного участка (для использования под стадион) между сторонами не имеется.

Решением Благовещенской городской Думы Амурской области от 26 июля 2007 г. N 30/75 об утверждении Генерального плана города Благовещенска утвержден Генеральный план города Благовещенска на период 2007 - 2025 гг., разработанный Российским государственным научно-исследовательским и проектным институтом урбанистики.

В судебном заседании судом исследована выкопировка из Генерального плана города Благовещенска, из которой следует, что земельный участок с кадастровым номером 28:01:010093:0020 по Генеральному плану входит в природно-рекреационную зону - городские парки, скверы, бульвары со спортивным ядром.

Земли рекреационного назначения относятся к землям особо охраняемых территорий (п. 3 пп. 2 ст. 94 ЗК РФ). Земли рекреационного значения в силу предписаний ст. 27 Земельного кодекса РФ не изъяты из оборота, как полагает заявитель.

В соответствии со статьей 98 ЗК РФ к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, лесопарки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.

Также, согласно ч. 11 ст. 35 Градостроительного кодекса РФ в состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.

В силу положений пункта 5 статьи 98 ЗК РФ на землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: исходя из смысла решения, имеется в виду: "... в соответствии с предписаниями ...".

Вместе с тем, в соответствии предписаниями действующего законодательства правообладатель земельного участка вправе обратиться в уполномоченный орган с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка.

Согласно ст. 37 Градостроительного кодекса РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Представление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 настоящего Кодекса.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования принимается главой местной администрации с учетом публичных слушаний.

Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования (ст. 12 Устава) и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования (решение Думы города Благовещенска от 23 июня 2005 г. N 63/106) с учетом положений частей 3 - 10 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Постановлением мэра города Благовещенска от 4 сентября 2006 г. N 2895 "О подготовке проекта Правил землепользования и застройки муниципального образования города Благовещенска" создана комиссия по правилам землепользования и застройки муниципального образования города Благовещенска (далее по тексту - Комиссия), утвержден ее состав и положение о ней. В функции Комиссии входит обеспечение подготовки правил землепользования и застройки муниципального образования г. Благовещенска (п. 2.1). Указанная Комиссия обязана проводить публичные слушания по вопросам землепользования и застройки (п. 4.2).

Согласно ч. 3 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ порядок применения правил землепользования и застройки и внесения в них изменений включает в себя положения: 1) о регулировании землепользования и застройки органами местного самоуправления; 2) об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами; 3) о подготовке документации по планировке территории органами местного самоуправления; 4) о проведении публичных слушаний по вопросам землепользования и застройки; 5) о внесении изменений в правила землепользования и застройки; 6) о регулировании иных вопросов землепользования и застройки.

Порядок организации и проведения публичных слушаний определен решением Думы города Благовещенска от 23 июня 2005 г. N 63/106.

Раздел III указанного решения содержит перечень вопросов выносимых в обязательном порядке на публичные слушания, из которых организация и проведение публичных слушаний вопросов 4, 6, 7, 10 (проекты правил землепользования и застройки территории городского округа; вопросы о представлении разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства; вопросы о представлении разрешений на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства; вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки) возложены на Комиссию в соответствии с пунктом 4.2 Положения о Комиссии.

Организацией и проведением публичных слушаний по остальным вопросам, указанным в разделе III, осуществляется оргкомитетом.

Поскольку вопросы по изменению вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства отнесены к вопросам землепользования и застройки, то организация, проведение публичных слушаний по рассмотрению вопроса об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой осуществляется Комиссией по правилам землепользования и застройки муниципального образования города Благовещенска.

При этом суд учитывает, что согласно Положению о порядке организации и проведения публичных слушаний (пункт 2 раздела I) публичные слушания - это гарантированная законом форма участия населения муниципального образования города Благовещенска в осуществлении местного самоуправления, посредством которой реализуется конституционное право каждого на возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы.

Процедура проведения публичных слушаний организована и проведена с учетом положений ст. 39 Градостроительного кодекса РФ.

Из положений ст. 39 Градостроительного кодекса РФ следует, что физическое или юридическое лицо, заинтересованное в представлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее - разрешение на условно разрешенный вид использования), направляет заявление о представлении разрешения на условно разрешенный вид использования в Комиссию.

Вопрос о представлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи.

В целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по вопросу представления разрешения на условно разрешенный вид использования проводятся с участием граждан, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, применительно к которым запрашивается разрешение. В случае, если условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства может оказать негативное воздействие на окружающую среду, публичные слушания проводятся с участием правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, подверженных риску такого негативного воздействия.

Комиссия направляет сообщения о проведении публичных слушаний по вопросу представления разрешения на условно разрешенный вид использования правообладателям земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, правообладателям объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, и правообладателям помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, применительно к которому запрашивается данное разрешение. Указанные сообщения направляются не позднее чем через десять дней со дня поступления заявления заинтересованного лица о представлении разрешения на условно разрешенный вид использования.

Участники публичных слушаний по вопросу о представлении разрешения на условно разрешенный вид использования вправе представить в Комиссию свои предложения и замечания, касающиеся указанного вопроса, для включения их в протокол публичных слушаний.

Заключение о результатах публичных слушаний по вопросу представления разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети Интернет.

Срок проведения публичных слушаний с момента оповещения жителей муниципального образования о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и не может быть более одного месяца.

На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о представлении разрешения на условно разрешенный вид использования Комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о представлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в представлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации.

На основании указанных выше рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о представлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в представлении такого разрешения. Указанное решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети Интернет.

Заявление об изменении вида разрешенного использования земельного участка и объектов капитального строительства подается в Комиссию в соответствии с утвержденной постановлением мэра города Благовещенска от 11 декабря 2006 г. N 3965 формой заявления. В заявлении определен список документов, которые представляет заявитель, в т.ч. перечень правообладателей смежных земельных уч"стков и объектов капитального строительства, находящихся на смежных земельных участках, информацию о месте регистрации правообладателей.

Материалами дела подтверждено, что согласно предоставленным ЗАО "Амургормаш "Амурский металлист" сведениям сообщения о проведении публичных слушаний по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка и объектов капитального строительства Комиссией направлены Л., А., Д.

Информации о месте регистрации иных правообладателей земельных участков, объектов капитального строительства представлено не было.

Публичные слушания, проводимые по инициативе мэра города, назначены постановлением мэра города в порядке и в сроки, установленные действующим законодательством, Положением о порядке организации и проведения публичных слушаний в муниципальном образовании в городе Благовещенске (п. 5 разд. 5 решения от 23 июня 2005 г. N 63/106).

Информация о публичных слушаниях, их подготовке и порядке проведения размещается на официальном сайте муниципального образования города Благовещенска и в средствах массовой информации не позднее 15 дней до даты их проведения (п. 1 разд. 7 решения от 23 июня 2005 г. N 63/106).

Указанная информация опубликована в газете "Благовещенск" от 3 августа 2007 г. N 31 (917), и размещена на официальном сайте муниципального образования г. Благовещенска - www.admblag.ru.

Жители города, желающие выступить на публичных слушаниях в срок не позднее 5 дней до даты проведения публичных слушаний, подают заявление об участии, а также предложения и рекомендации по обсуждаемому вопросу (п. 3 разд. 8 решения от 23 июня 2005 г. N 63/106).

Кроме того, согласно п. 2 раздела 7 решения от 23 июня 2005 г. N 63/106 правом на участие в публичных слушаниях обладает любой гражданин Российской Федерации, проживающий на территории города Благовещенска и достигший на день проведения публичных слушаний 18 лет. Участие в публичных слушаниях осуществляется на добровольной основе (п. 2 разд. 8).

Таким образом, указанная процедура публичных слушаний по вопросу ЗАО "Амургормаш "Амурский металлист" об изменении вида разрешенного использования земельного участка и объектов капитального строительства в квартале 93 г. Благовещенска организована и проведена надлежащим образом, с учетом положений действующего законодательства.

С учетом приведенных выше предписаний суд признает доводы общества о том, что Комиссией по правилам землепользования и застройки муниципального образовании города Благовещенска нарушен установленный законом порядок проведения публичных слушаний, не обоснованными.

Поскольку вопросы по изменению вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства отнесены к вопросам землепользования и застройки, то организация, проведение публичных слушаний по рассмотрению вопроса об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой правомерно осуществлены Комиссией по правилам землепользования и застройки муниципального образования города Благовещенска.

Суд при вынесении решения при оценке полномочий Комиссии учитывает достижение ею целей, определенных Положением о порядке организации и проведения публичных слушаний в муниципальном образовании городе Благовещенске, а также ее компетентный состав.

Суд принимает во внимание, что заключение Комиссии носит рекомендательный характер для органа местного самоуправления. В соответствии с предписаниями статей 37, 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации администрация на основании рекомендаций Комиссии администрация может принять как решение об изменении вида разрешенного использования, так и об отказе в этом.

Согласно представленной ответчиком информации оспариваемое постановление принято в установленный частью 9 статьи 39 Градостроительного кодекса РФ трехдневный срок со дня поступления материалов комиссии в орган местного самоуправления. Кроме того, приведенный процессуальный срок не является пресекательным, и его не соблюдение не является безусловным основанием для признания оспариваемого постановления не действительным.

В соответствии со ст. 201 АПК РФ, Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

С учетом изложенного, суд не находит оснований для признания оспариваемого постановления недействительным, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований следует отказать.

Государственная пошлина в сумме 2000 рублей, уплаченная обществом через своего законного представителя по квитанции от 29 декабря 2007 г., подлежит отнесению на заявителя.

Резолютивная часть решения объявлена 1 апреля 2008 г., решение в соответствии с ч. 2 ст. 176 АПК РФ в полном объеме изготовлено 7 апреля 2008 г.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 180, 201 АПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении требований отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в Шестой арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск), либо после вступления его в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.

Земли рекреационного значения нельзя использовать не по целевому назначению и менять вид разрешенного использования! Подтверждено решением суда.